В «Театре на Покровке» сыграют «Свадьбу»
В «Театре на Покровке» — премьера водевиля «Свадьба» А.П. Чехова. Артисты поют, как Карузо, кричат «Горько!» громко, как на митингах, и отплясывают с азартом, грозящим снести праздничными столы со стоящими на них горками хрустальных фужеров. Полноправным соучастником спектакля «Театра на Покровке» на этот раз выступают студийцы Московского молодежного камерного театра «На Пироговке». Наряду с академическими столичными театрами в Москве существует немало маленьких, уютных, жизнь которых постоянно бьет ключом, хотя само это движение не всегда видно глазу завзятых театралов. Но у подобных театров есть свой верный зритель. Один из таких коллективов — Московский молодежный камерный театр «На Пироговке», созданный при Первом Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова.
Сеченовский институт считает своим самым выдающимся выпускником Антона Павловича Чехова, который окончил в 1884 году медицинский факультет Императорского Московского университета, правопреемником которого и является Сеченовский университет.
А у Антона Павловича, как известно, было две страсти — медицина и литература. Поэтому когда в театре «На Пироговке» задумались, чем отметить 260-летие университета, то обращение к драматургии А.П. Чехова оказалось естественным и закономерным. А так как преподаватели, играющие еще и на сцене, долгие годы дружили с народным артистом России Сергеем Арцибашевым, основателем «Театра на Покровке», то возникла оригинальная идея — соединить в новом спектакле усилия студийцев «Пироговки» и профессиональных артистов «Покровки».
Оставалось только подыскать подходящий материал. Выбор пал на чеховский водевиль «Свадьба». Спектакль поставила режиссер Ольга Захарова, а общее руководство проектом осуществлял Геннадий Шапошников. Так москвичи получили новый веселый водевиль, а вуз — подарок к своему юбилею. Прелесть пьес Чехова в том, что в острых и вневременных авторских шутках зрители считывают узнаваемые приметы окружающей действительности. Неслучайно столько лет живут в народе афоризмы водевиля: «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном...» или «Не тыкай вилкой в омары — это для генерала поставлено». Актуально, не правда ли?
Нет сегодня человека, которому не был бы знаком этот сюжет, в ходе которого мещане Жигаловы пытаются выдать свою перезревшую дочь замуж. Достойных женихов не наблюдается, лишь вертится под ногами чиновник Апломбов, на которого предприимчивая, «дышащая деньгами и туманами» Маман (великолепная Татьяна Швыдкова) делает ставку. Только вот корыстный Апломбов жениться согласен при выполнении ряда условий, одно из которых — приложение к приданому двух выигрышных билетов, а второе — присутствие на свадьбе генерала.
Водевиль ставился многими провинциальными и столичными театрами Российской империи, дважды экранизировался, и поэтому самое интересное в нем, конечно же, — новые режиссерские ходы и найденные артистами нюансы характеров героев. Спектакль начинается в холле в лучших традициях «Театра на Покровке». Режиссер Ольга Захарова предлагает зрителям поучаствовать во встрече невесты Дашеньки (Екатерина Петрова) и ее жениха Апломбова (Германс Андреевс). Зрители с азартом включаются в игру, осыпают молодую пару лепестками роз и выкрикивают пожелания любви и счастья. Родители выносят традиционный каравай, после чего все чинно поднимаются на второй этаж в банкетную залу (зрительный зал), где уже стоит пышно накрытый свадебный стол.
Гости жигаловской семьи рассаживаются за ним соответственно чинам и личным сердечным привязанностям. На общем фоне выделяется томная и манерная Змеюкина в ярко-пунцовом платье (ослепительная Карина Ефремова). Змеюкина — дама весомых достоинств, призывно выглядывающих из ее смелого декольте, и она требует от окружающих мужчин внимания к своей персоне. Самый ярый ее воздыхатель, близкий друг семьи телеграфист Иван Михайлович Ять (артист Андрей Сумцов) не дает ей заскучать, постоянно «галопирует рядом» и обмахивает нимфу веером.
Привязанности совсем другого рода приводят на свадьбу грека Дымбу (Владимир Щербаков). По-русски грек говорит с трудом, но его чисто русская страсть к водке сразу сметает все условности и преграды между ним и хозяином дома, отставным коллежским регистратором Жигаловым (Кирилл Дубровицкий), который тоже не прочь приложиться к бутылке и пофилософствовать. Посреди тостов и застольных речей появляется восторженный Нюнин (Михаил Сегенюк), которому удается заполучить генерала, хотя на поверку генерал Ревунов-Караулов оказывается стар и глуховат, да к тому же и не генералом вовсе, а всего лишь капитаном второго ранга в отставке. Артист Александр Сухинин виртуозно отыгрывает свою партию, полностью оправдывая фамилию героя. Этот громогласный, а в глубине души остающийся наивным вояка — единственный, кто будит в зрителях естественное чувство сострадания. В целом же чеховская свадебная зарисовка невероятно актуальна: на мелькающих на экранах ТВ свадьбах и юбилеях персон из того же шоу-бизнеса также видно желание пустить пыль в глаза. И там тоже непременно мелькают лица приглашенных «нужных» людей, вызывающие сомнение в непосредственной причастности к судьбе юбиляров. Мало что изменилось. Разве что тяга к богато накрытому столу, присущая чеховским персонажам, сменилась в современном обществе жаждой заполучить бесплатный телевизионный PR или завязать нужное знакомство за праздничным столом. По сути, все осталось таким же, каким было при милейшем Антоне Павловиче.