Столичный блиц Валерия Гергиева
В новом концертном зале «Зарядье» показали оперу Родиона Щедрина «Очарованный странник» в постановке Мариинского театра. Ради этого события Валерий Гергиев в своем фирменном экспресс-стиле заглянул в Москву лишь на несколько часов по пути из Милана, где только что представил премьеру «Хованщины» Мусоргского на сцене «Ла Скала», в Петербург.
Современный классик Родион Щедрин последние десятилетия все свои значимые сочинения доверяет исключительно Валерию Гергиеву и возглавляемой им Мариинке. Так, намедни на берегах Невы Гергиев в присутствии автора исполнил мировую премьеру совсем нового произведения Родиона Щедрина «Месса поминовения», которая посвящена памяти великой Майи Плисецкой, но композитор обращается к каждому из ныне живущих.
В Москву привезли проверенного временем «Очарованного странника», которого уже видела Москва, и ныне показанного под присмотром автора. Почти 20 лет назад дирижер Лорин Маазель, возглавлявший Нью-Йоркскую филармонию, заказал Щедрину русскую оперу со старинными народными песнями, колокольным звоном и цыганами. Спустя пять лет, в 2008 году, родился «Очарованный странник» на сюжет Лескова, получивший полноценную театральную жизнь на трансформирующейся сцене концертного зала Мариинки. Спектакль вместе с Валерием Гергиевым поставили режиссер Алексей Степанюк и сценограф Александр Орлов.
И ныне в зале «Зарядье», по своей философии похожем на концертную Мариинку, спектакль оказался практически идентичным оригиналу, без существенных гастрольных изъятий. Это полуторачасовая опера для трех солистов, хора и оркестра, где нет привычных развернутых каватин, арий и страстных любовных дуэтов. Опера соткана из невероятной красоты, прежде всего, хоровых и оркестровых тембров. И история послушника Валаамского монастыря Ивана Северьяновича Флягина, в жизни которого главным переживанием стала любовь к цыганке Груше, но полюбившей не его, а князя и затем умолявшей Флягина убить ее. Цыганка Груша — меццо-сопрано Екатерина Сергеева, монах, князь, старик в лесу — тенор Андрей Попов, Иван Северьянович Флягин — бас Сергей Алексашкин. Все они работают на таком нерве, что некоторые зрители не выдерживают высочайшую степень эмоциональной нагрузки и начинают покидать зал уже через полчаса. В партитуре Щедрина много нитей, объединяющих его с произведениями великих русских композиторов, — нежность, страсть, воля, тоска и фатум.
Прямая речь
Валерий Гергиев, Народный артист России
— Мы очень дружим с Родионом Константиновичем Щедриным. Это большая радость и каждый раз ощущение большого творческого подъема. А зал «Зарядье» с «ясной» и богатой акустикой. Я надеюсь, этот зал станет любимым не только для москвичей, но и знаменитым на весь мир. Он замышлялся нами как зал, где могут быть представлены и оперные, и балетные спектакли. И именно сейчас мы первый раз пробуем именно вариант спектакля.
Кстати
Во втором сезоне «Зарядье» планирует отдельный блок программ, инициированных Валерием Гергиевым. В списке уже значатся опера Вагнера «Летучий голландец», открывающая концертный год 7 сентября 2019 года, а также спектакль по опере Берлиоза «Бенвенуто Челлини» с участием лидера группировки «Ленинград» Сергея Шнурова, и несколько вечеров как отголоски фестиваля Мариинского театра «Лики пианизма», и обязательный Рождественский гала-концерт. Сейчас разрабатывается и концепция нового фестиваля Валерия Гергиева специально для «Зарядья», хотя под опекой маэстро сегодня более двух десятков музыкальных форумов, в том числе московский Пасхальный фестиваль, уже давно ставший всероссийским.