Скончалась оперная певица Галина Вишневская / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Не стало Галины Вишневской. Великой певицы, сильной и красивой женщины

Развлечения

Данную информацию подтвердили в пресс-службе Центра оперного пения Вишневской.

Прощание с певицей Галиной Вишневской состоится в четверг, 13 декабря, в ее оперном центре. Отпевание пройдет в храме Христа Спасителя. Похоронят певицу на Новодевичьем кладбище. (подробнее...)

ПАМЯТЬ

Владимир Путин выразил соболезнования родным Вишневской (читайте далее...)

Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным Галины Вишневской (подробнее…)

Сергей Собянин, мэр столицы:

- Творчество Галины Павловны Вишневской по праву принадлежит к высшим достижениями отечественной и мировой культуры. (читайте далее...)

Сергей Капков, руководитель Департамента культуры Москвы:

- Масштаб личности Галины Вишневской таков, что любые слова меркнут на фоне этой новости и оценить потерю пока просто невозможно. Галина Павловна прожила большую, яркую и красивую жизнь. (читайте далее...)

Михаил Горбачев, бывший президент СССР:

- От нас ушла прекрасная артистка, великая женщина, много сделавшая для России. Они вместе с Мстиславом Ростроповичем всегда оказывались там где было тяжело, не щадили себя. (читайте далее...)

Михаил Швыдкой назвал смерть Вишневской утратой для всех граждан России (подробнее...)

Иосиф Кобзон, народный артист СССР:

- Ушла из жизни великая женщина, певица, великий гражданин своей страны. (читайте далее…)

Вячеслав Зайцев, модельер:

- От нас ушла эпоха и ушла настоящая ЖЕНЩИНА. Она была не только блестящей певицей, но и человеком с очень утонченным вкусом. Всегда правильно двигалась, одевалась. Если говорить об одежде, то подбирала все умело, не обязательно самое дорогое, но то, что смотрелось бы именно на ней просто блестяще и утонченно. Не могу поверить, что ее больше нет. Только недавно общались и я даже подумать ни о чем таком не мог.

Юрий Башмет, дирижер:

- Я видел Галину Павловну пару месяцев назад, она прекрасно выглядела. Конечно, возраст сказывается, но она была как всегда – красавица, царица. Ровная спина, осанка, держалась с невероятным достоинством. (читайте далее…)

Александр Белинский, режиссер фильмов-балетов:

- Я вспоминаю съемки провинцильного бенефиса - я начал репетировать в Париже, когда еще Галина Павловна не вернулась на родину - и с первых минут был поражен ее уникальным профессионализмом! Это была не певческая, а драматическая партия. Было ужасное комариное лето! Мы снимали на Волге, нарядные платья, все просто изнемогают, а она просто образец мужества. Я очень счастлив, что написал для последнего издания ее выдающейся книги «Галина» все, что я думаю об этой личности! Именно Личности: не только актрисы, не только певицы, не только невероятной красоты женщины, не столько жены и друга Ростроповича - это был просто огромная личность. После нее остался не только ее голос - осталась и ее удивительная книга «Галина».

Зураб Соткилава, оперный тенор:

- Это большая потеря для всех нас, для ее друзей, но еще больше – для всего русского искусства. Она была флагманом русской культуры, великим просветителем. Какой центр она создала в Москве для поддержки талантливой молодежи! (читайте далее…)

Александр Буйнов, певец:

- Она была очень эффектная женщина, напоминающая своей царственной осанкой, какую-то коронованную особу, так по жизни у них и было в семье. Очень неожиданно прозвучало известие о ее смерти, вот буквально недавно мы ее наблюдали и слышали, знали, что она руководила центром оперного пения. Все-таки она прожила свою жизнь достойно. И изгнание из страны в свое время в 80-х, которое они приняли вместе с Мстиславом Ростроповичем. Красивые и хорошие люди уходят вот так неожиданно.

Игорь Крутой, композитор:

- Мы встретились на достаточно грустном мероприятии, это были поминки Муслима Магомаева. Я не был близко знаком с Галиной Вишневской, но то, что это большая певица, большая личность, талантливый человек, человек с огромной харизмой, с огромным стержнем, человек, проживший яркую, красивую и тяжелейшую жизнь - вот это факт.

Юрий Маликов, создатель и руководитель ВИА «Самоцветы»:

- Мы с Галиной Павловной принимали вместе участие в концертах и в Колонном зале. Знаю, что это выдающаяся певица. Я был на концерте в Малом зале консерватории, когда Мстислав Леопольдович аккомпанировал на рояле Галине Павловне, и конечно это было потрясающе, он был такой чуткий и надежный фундамент ее жизни. Я воспринял ее смерть как личную трагедию не смотря на то, что не был близко с ней знаком. Я думаю, ее знает каждый человек нашей необъятной страны и большинство людей в мире. Думаю что это очень печальное событие сегодняшнего дня.

Иосиф Пригожин, продюсер:

- Умерла великая оперная певица, что тут можно сказать, когда уходят такие великие люди. Вы знаете, для меня честь была пообщаться около месяца назад с ней по телефону, она обратилась ко мне с просьбой помочь одному оперному певцу баритону. Хочется выразить соболезнования ее родным, близким и всем поклонникам творчества Галины Павловны. Я питаю колоссальное уважение к ней и к ее семье.

Магомет Толбоев, лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации, начальник авиации Московского округа внутренних войск МВД России, депутат Государственной думы первого созыва:

- Я был знаком лично с Мстиславом Ростроповичем (мужем Галины Вишневской - прим.ред.). Прекрасно помню, как однажды Галина пригласила нас всех к себе домой - мы пили чай из хрустального французского сервиза.

Ростропович ушел достойно - и Галина тоже ушла достойно вслед за своим мужем. Слава богу, что есть такие граждане, патриоты России, которые, не смотря на гонения, на изгнание, на оскорбления, умеют стоять за Россию, где бы они ни были. Преклоняю голову.

Наталья Дятленко, пианист, концертмейстер:

– Невозможно было не прийти сегодня. В этом есть что-то символическое – в том, что Москва провожает Вишневскую внезапно появившимся холодом. Есть люди-истории, есть – люди-эпохи. Это уходит эпоха, несомненно. Эпоха особой музыкальной культуры и эстетики, вкуса и преданности.

Василий Долинский, органист, заслуженный артист России:

– Непрофессионалы не всегда понимают, скажем, отчего так богато и невероятно глубоко звучит орган. Да и не нужно этого понимать. Нужно просто слушать. Вишневскую хотелось слушать до бесконечности, и как она могла так петь – оставалось загадкой. Человек невероятной силы и крепости души, она была одной из самых ярких женщин ушедшего века. Всю степень и глубину потери мы сможем понять лишь потом, много позже, когда немного уляжется шок от утраты. Но замены не будет. Такие люди – единичного счета.

МУЗА

Слушая, как Галина Вишневская пела «Бразильскую Баховиану», Анна Ахматова написала:

Слушая пениеЖенский голос как ветер несется,Черным кажется, влажным, ночным,И чего на лету ни коснется - Все становится сразу иным.Заливает алмазным сияньем,Где-то что-то на миг серебритИ загадочным одеяньемНебывалых шелков шелестит.И такая могучая силаЗачарованный голос влечет,Будто там впереди не могила,А таинственный лестницы взлет.

19 декабря 1961, Больница им. Ленина

Читайте также

Галина Вишневская. Прощай, Царица.

Про нее говорили – настоящая женщина. Восхищались. Завидовали. Сталкиваясь, сначала побаивались – уж больно грозно она могла сдвинуть брови. Или сжать губы – презирая слабости.

Она была очень сильной. И в ее книге-вызове «Галина» все эти детали, мозаичные кусочки собственного характера были выписаны жесткой рукой – она была беспредельно требовательна к себе в первую очередь.

Родилась Галина Павловна в Ленинграде, детство провела в Кронштадте. Ее характер и волю к жизни закалила перенесенная блокада. 16-летняя Галина, кстати, служила в частях ПВО. (читайте далее...)

ИНТЕРВЬЮ

Галина Павловна была очень дружна с "Вечеркой". Мы с интересом и уважением наблюдали за событиями, происходящими в жизни оперной дивы. Искренне гордились, когда узнали об открытии Центра оперного пения в Москве.

В конце 2011 года наш корреспондент взял интервью у любимой во всем мире Галины.

Я всем все простила!

- Вы с Мстиславом Ростроповичем прошли долгий жизненный путь, и, наверное, вас можно спросить: в чем секрет счастливого брака?

- Теперь я могу давать советы, потому что, когда ты молодая, то насмерть стоишь на своем, и не сдвинешься с места ни за что. А вот сейчас я могу сказать: во-первых, не старайтесь переделывать друг друга - никогда ничего не выйдет. Если вы поженились и чувствуете, что можете жить вместе – живите, не можете – как можно раньше расходитесь. И не морочьте друг другу голову и не оставляйте потом детей сиротами. Вот мои совет: не надо переделывать друг друга. И старайтесь уступать. Меня спрашивают: а кто должен уступить? Тот, кто умнее, тот и уступает.

- Ваши дочери ведут большую благотворительную работу…

- Да, младшая дочь Елена работает с медицинским фондом, а Ольга - с музыкальным детским фондом. Они отдают этому очень много времени, эти фонды содержатся на наши средства.

- Галина Павловна, вы необыкновенно цельный и сильный человек, – это результат семейного воспитания или самовоспитания?

- Жизнь воспитала. У меня было детство без родителей. Причем не то, что я была сиротой, папа и мама умерли… Нет, при живых родителях. Мать и отец выбросили меня к бабушке и забыли оба обо мне. И я всегда должна была утверждаться в жизни, я это хорошо понимала.

- А чего, на ваш взгляд, не хватает Москве как музыкальной столице России?

- Москве нужны новые концертные залы. Появился Дом музыки – это единственный зал, построенный за последние сто лет. Зал Чайковского, по-моему, для Мейерхольда строили, это не как концертный зал. Колонный зал не функционирует, хотя это потрясающий зал. Я не знаю, что там делается, но, когда мы недавно проводили фестиваль Ростроповича, они запросили за аренду чуть ни 25 тысяч долларов за вечер… Да, они с ума сошли! Нужно построить хотя бы два концертных зала в Москве с хорошей акустикой. Большой театр бы не испортили. Неизвестно, что сделают и вдруг перестать звучать зал – сколько угодно может быть.

- Большой театр все-таки занимает большое место в вашем сердце?

- Не большое, а самое центральное.

- Хотя вас там незаслуженно обидели в свое время...

- Ну, это все ушло. Я всем все простила. Большой – это намоленное место великими артистами, история какая у театра, имена. (полностью интервью читайте здесь)

Уходят последние из могикан, объединявших народы постсоветского пространства, даже когда страны под названием Советский Союз уже не было на картах мира. Это отрывки одного из последних интервью Галины Вишневской.

– У вас всегда была репутация примадонны с характером…

– Это не примадоннский характер. Мой характер из детства. Я же росла сиротой при живых родителях. Меня шести недель от роду подсунули бабушке и забыли о том, что я существую. Бывало, накинется на меня кто-нибудь из соседских: «Капризная, ничего не умеет делать, белоручкой растет». А бабушка в ответ: «Ладно уж, за своими лучше смотри! Накинулись все на сиротку! Радуются…» Я до сих пор помню, чувствую, как ужасно это слово «сиротка» меня обижало и оскорбляло. И я хотела родителям обязательно доказать, как они были не правы, когда меня бросили. Я всем твердила: «Вырасту и стану артисткой!» Я все время пела. Меня дразнили «Галька-артистка». А я думала, вот родители будут плакать, когда поймут, кого они бросили, а я буду проходить мимо них с гордо поднятой головой.

– А если бы в вашей жизни не было Большого театра, вы бы состоялись как певица?

– Не знаю, потому что у меня, конечно, в театре были особые условия. За границей таких условий не бывает, там постоянная борьба, в твои проблемы или самочувствие никто вникать не станет: вышел на сцену - пой! А в Большом театре я и в полтретьего дня могла отказаться от спектакля. К тому же в театре всегда был уникальный ансамбль солистов. Да еще все свои партии я сделала с великим Борисом Покровским! Где я имела бы такую возможность? (полностью интервью читайте здесь)

СПРАВКА "ВМ"

Советская и российская оперная певица (сопрано) Галина Вишневская родилась 25 октября 1926 в Ленинграде.

С 1944 по 1951 год Вишневская работала в Ленинградском областном театре оперетты. Первоначально в хоре, затем стала исполнять сольные партии. Покинув театра оперетты, артистка начала брать уроки пения. В 1952 году, несмотря на отсутствие консерваторского образования, принята в стажерскую группу Большого театра, впоследствии став ведущей солисткой. Здесь Вишневская исполнила партии Татьяны в «Евгении Онегине», Лизы в «Пиковой даме», Купавы в «Снегурочке», Донны Анны в «Каменном госте», Аиды в одноименной опере Верди и «Мадам Баттерфляй». В 1955 году вышла замуж за виолончелиста Мстислава Ростроповича.

С 1974 по 1982 год семья Вишневской и Ростроповича была вынуждена покинуть СССР, где они подверглись преследованию властей за поддержку Александра Солженицына. В частности, с 1978 по 1990 годы Вишневская была лишена советского гражданства. В годы эмиграции певица жила в США, во Франции где выступала в крупнейших театрах мира, а также ставила в качестве режиссера оперные спектакли.

В 2002 году в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской. C 2006 года стал проходить Открытый международный конкурс оперных артистов Вишневской, в котором певица возглавляла жюри. В честь десятилетия Центра оперного пения Галины Вишневской был запланирован ряд юбилейных спектаклей и гала-концертов. В частности, 17 декабря в Венской ратуше должна была состояться презентация центра.

Фотографии разных периодов жизни великой оперной певицы Галины Вишневской.

amp-next-page separator