Новый художественный руководитель Санкт-Петербургского Большого драматического театра Андрей Могучий. / Фото: Михаил Садчиков-младший, специально для «Вечерней Москвы»

Андрей Могучий: Когда позвонила Королева, мой рейтинг в семье поднялся…

Развлечения

Причиной тому – слишком короткий срок, в который ему пришлось принимать решение: соглашаться или нет? Свое назначение Могучий сравнил с падением метеорита, и несколько раз за часовую встречу, то ли радуясь, то ли сокрушаясь, разводил руками и восклицал: «Где я?!»

И в этом не было никакой позы! Могучий признался, что в его планы никак не входило желание руководить академическим театром. Не только многие коллеги, но даже жена отговаривали. Действительно, необычная ситуация: он, режиссер с европейским именем, мастер, «под которого» в течение нескольких лет в Александринском театре построена новая, экспериментальная сцена (открытие 15 мая), ставит под сомнение столь дорогой его сердцу проект, вдобавок еще отказывается от десятка зарубежных контрактов, чтобы возглавить театр, в котором был последний раз три года назад, который знает, большей частью, по детским впечатлениям…

Впрочем, эти детские впечатления были очень сильными, ведь они связаны с его отцом, Анатолием Михайловичем.

Для меня это очень чувственный момент. Я уже говорил загадочными словами, что с этим театром у меня связано не просто детство, когда я, как и любой ленинградец, хотел попасть в БДТ. Есть в нашем городе институт Пастера (НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера. – Прим. авт.), который возглавлял Тамаз Владимирович Перадзе. Он был другом Георгия Александровича Товстоногова. А мой отец был близким другом Перадзе. Собственно говоря, в этом институте он занимался контактами с БДТ, это было одним из направлений его работы. Отец знал всех актеров по именам и отчествам, сотрудники института приезжали в БДТ всем институтом. Они смотрели не только премьеры, а и те спектакли, что шли помногу лет, они приходили специально, чтобы посмотреть на какого-то нового актера, введенного на роль. После спектаклей в банкетном зале бывали теплые вечера, задушевные беседы. Им было о чем поговорить, ведь в институте Пастера работала настоящая ленинградская интеллигенция. Вот и меня они иногда брали туда с собой. Я пересмотрел почти все спектакли великого БДТ.

То было другое время, время великих театров – театр Товстоногова, театр Владимирова. Попасть на их спектакли было практически невозможно, а я имел возможность смотреть премьеры БДТ вот таким «нелегальным» образом. И когда я размышлял над неожиданным предложением возглавить БДТ, среди множества факторов «за» и «против», я подумал и о том, что моему отцу это было бы очень приятно…

Питерский корреспондент «Вечёрки» поинтересовался у Могучего, в курсе ли этой удивительно семейной истории его дети, любят ли они вообще театр?

- Сын у меня в футбол играет, а дочка танцует. В Александринский театр они ходили постоянно, «Счастье» (спектакль Могучего. – Прим. авт.) посмотрели десять раз. И в БДТ будут ходить, конечно. Особенно теперь, когда я сказал, что мне сегодня звонила Королева из «Трех мушкетеров» (режиссер, конечно же, имеет в виду Алису Фрейндлих. – Прим. Авт.) - у них мой рейтинг сразу же поднялся.

- А дети не расстроились, что теперь отца будут видеть реже?

- Да они и так мало меня видят, в этом смысле мало что изменится.

Еще один вопрос нашего корреспондента был о том, станет ли Могучий собирать под знамена нового БДТ актеров-звезд? Ведь не только Олег Табаков постоянно занимается этим в МХТ, но и такой авторитет для Могучего, как Валерий Фокин, худрук Александринки, пригласил в Петербург в свой новый спектакль «Игрок» на главную роль московскую звезду, актера Ленкома Антона Шагина?

- Конечно, надо спросить у Фокина, но, не думаю, что он приглашал Шагина, потому что тот - звезда. Думаю, приглашал, потому что это актер подходил для этой роли. Вы понимаете, что это разные вещи! В этом смысле путь МХТ и Александринки разный – это и называется разные художественные программы. Я могу точно сказать, что антрепризу из БТД делать не собираюсь. И вообще собирать публику на звезд, как это принято в Восточной Европе - неправильно. Театр должен быть театром.

Я должен был ставить один проект в театре Ивана Вазова в Софии. И там мне директор говорит: «Представляешь, у нас люди перестали ходить на звезд!» Я спрашиваю: «Почему?» - «Не знаю. Необъяснимо». Но там люди ходят в театр на режиссера, на название, у них проснулось желание ходить в театр. Я был на двух спектаклях Саши Морфова – там творится что-то невероятное! Зрители с детьми, семьями приходят на «Дон Жуана», и еще на один спектакль по достаточно сложной болгарской пьесе. Я такого не видел со времен того самого БДТ, когда зал вместе с актерами встает и поет «Болгария форевер» или еще что-то. Это невероятно. Наверное, такая реакция – это еще и проявление какое-то социального явления, мы не можем быть вне социальных явлений. Поверьте, я не общие слова говорю: поймать то, что происходит сейчас в обществе, в социальном движении, поймать, что происходит вокруг, почувствовать настроение даже прежде того, как само общество это поймет... Великая заслуга и обязанность театра - быть на пике, на гребне волны, и сегодня это возможно, я видел это в Болгарии. И вовсе не из-за появления звезд на сцене это происходит! Если бы это происходило из-за звезд - грош цена такому театру.

- Но товстоноговский БДТ был еще и ярчайшей коллекцией театральных звезд, таких, как Копелян, Стржельчик, Смоктуновский, Луспекаев, Лавров, Лебедев, Доронина, Юрский, Борисов и других…

- Георгий Александрович вырастил такое количество личностей, собрав ансамбль ярких индивидуальностей. Другой вопрос, что эти люди в силу обстоятельств стали звездами. Он не приглашали их уже готовыми звездами, театр - это же не лавка какая-то, где нужно товар покраше сделать, чтобы подороже потом продать.

Новый режиссер БДТ отказался озвучить подробности заключенного с ним контракта, сообщив, что в контракте есть пункт о неразглашении подробностей. Сказал только, что получил год на адаптацию, на «раскачку». После назначения он еще не видел ни одного спектакля БДТ, и вообще приходил года три назад на один из спектаклей бывшего худрука Темура Чхеидзе. Но, конечно же, уже в ближайшие дни он начнет смотреть все спектакли. Однако, судя по всему, пока не репертуар и состояние труппы БДТ беспокоит нового лидера, а новая сцена Александринки, созданию которой он отдал несколько лет. В Министерстве культуры с пониманием отнеслись к этой ситуации, разрешив какое-то время совмещать руководство.

- Но, конечно, ближайшие годы моей жизни будут посвящены Большому драматическому театру. На мой взгляд, невозможно заниматься чем-то еще, если ты действительно хочешь реально что-то сделать. Так всегда было и со спектаклями, которыми я занимался – я не могу делать несколько спектаклей в один момент, потому что организм мой настраивается на что-то одно.

Так что, обретя нового лидера, Большой драматический пока продолжает жить все в том ритме – спектакли идут на сцене Дворца имени Горького (основная сцена на Фонтанке после затяжной реконструкции должна открыться 1 ноября), а также на новой сцене – Каменноостровского императорского театра. Не остановлены и ранее намеченные премьеры. В мае появится спектакль по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Калека с острова Инишмаан», который ставит Андрей Прикотенко, а для постановки следующего проекта, «семейной истории», приглашен знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси.

amp-next-page separator