Лауреатка премии «Национальный бестселлер» своего имени так и не открыла
Такого не мог предвидеть никто! На конкурсе лауреатом стали вовсе не те, на кого, казалось бы, можно было «ставить». Впрочем, обо всем по порядку.
2 июня в Санкт-Петербурге, в Зимнем саду отеля «Астория» прошел финал премии «Национальный бестселлер», одной из трех (наряду с «Большой книгой» и «Русским букером») крупнейших российский литературных премий. В этот раз по причинам финансовым проведение финала было под угрозой, но книжный мир не без добрых людей, спонсоры в последний момент объявились и спасли ситуацию. Вся эта история, конечно же, встряхнула литературное сообщество, но пошла ли на пользу творческому процессу – это предстояло выяснить в жаркий петербургский вечер на Исаакиевской площади.
Среди гостей премии были замечены: кинопродюсер Сергей Сельянов, музыкант и поэт Сергей Шнуров, писательница Татьяна Москвина, режиссер Алексей Учитель, фотограф Валерий Плотников, бизнесмен Михаил Баженов, художник Анатолий Белкин и другие. Вели церемонию актриса БДТ Полина Толстун и Артемий Троицкий.
Как обычно, вначале оргкомитет определил списки из издателей, критиков и литераторов, каждому из которых предлагается выдвинуть на премию по одному произведению. Не только вышедших в 2012 году, но и рукописей. Все перечисленные книги попали в лонг-лист. А уже потом появился заветный короткий список 2013 года. Он выглядел так: Максим Кантор «Красный свет», Евгений Водолазкин «Лавр», Ильдар Абузяров «Мутабор», Софья Купряшина «Видоискательница», Ольга Погодина-Кузмина «Власть мертвых», Фигль-Мигль «Волки и медведи». Явным фаворитом Нацбесте тринадцатого года называли Максима Кантора, который на предварительном этапа набрал 10 баллов, тогда как остальные по 7, 6, 5 баллов. Но точки над I предстояло расставить Малому жюри. По правилам премии, в Малое жюри преимущественно входят известные люди, чья деятельность не связана напрямую с литературными трудами.
В этот раз лучший бестселлер искали: Александр Боровский – искусствовед, куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения. Сергей Жадан – украинский поэт, прозаик, переводчик. Автор романов «Депеш мод», «Anarchy in the UKR», «Ворошиловград», сборника рассказов «Красный Элвис», книг прозы и стихов. Кандидат филологических наук. Константин Крылов – философ, публицист, писатель, общественный деятель. Главный редактор «Агентства политических новостей», а также журнала «Вопросы национализма». Автор романов «Моргенштерн», «Успех» (под псевдонимом Михаил Харитонов). Злата Полищук – исполнительный вице-президент кинокомпании «Централ Партнершип», ставшей спонсорами финала. Ника Стрижак – кинорежиссер-документалист, ТВ-ведущая ток-шоу «Открытая студия» на 5 канале. Александр Терехов – писатель, лауреат Нацбеста-2012 за роман «Немцы». Автор романов «Крысобой», «Каменный мост», сборников повестей и рассказов.
Почетным председателем Малого жюри стал Лев Макаров – генеральный директор телеканала «2х2», еще одного спонсора финала.
Незадолго до начала церемонии Виктор Топоров, ответственный секретарь оргкомитета Нацбеста, на официальном сайте премии написал ниже следующее:
«Удивило меня (но удивило радостно) и уверенное лидерство Максима Кантора с огромным романом «Красный свет», который жюри, напомню, читало в рукописи. Хорошо характеризует это не столько Кантора, сколько само жюри, – и, естественно, сулит этому замечательному произведению и победу в финале, – правда, в серьезной конкуренции с романом Евгения Водолазкина «Лавр», уже обласканным критикой и не обойденным широким читательским вниманием. «Красный свет» – историософский роман о широко понимаемой новейшей истории России и мира; «Лавр» – чрезвычайно искусная интеллектуальная игрушка во вкусе Умберто Эко (но под родными осинами); на чем остановит свой выбор коллективный «просвещенный читатель» из Малого жюри, я, разумеется, не знаю, да и знать не могу, – но в любом случае этот выбор будет весьма показателен. Теневые фавориты премии – Ольга Погодина-Кузьмина и Фигль-Мигль. Называю их теневыми только потому, что яркие романы обоих, вошедшие в шорт-лист, являются сиквелами («Адамова яблока» и «Щастья», соответственно). Шестая участница шорт-листа София Купряшина при всех очевидных достоинствах ее шокирующей прозы всё же, на мой взгляд, чересчур радикальна, чтобы получить у Малого жюри больше одного голоса (да и то вряд ли). Итак, Кантор или Водолазкин? Или, если их романы сойдутся в клинче, Погодина или Фигль-Мигль? Но все-таки не Купряшина и не (мне тут Левенталь подсказывает) Абузяров».
И вот – решилось.
Решение жюри далось нелегко и вызвало настоящий ажиотаж. До последней минуты большинство собравшихся были уверены, что премия достанется Максиму Кантору или Евгению Водолазкину, однако получил его... Фигль-Мигль! Вернее – получила, поскольку за этим псевдонимом скрывается женщина.
Дама отказалась открывать свое настоящее имя и довольно стремительно удалилась из зала, стараясь не вступать в разговоры с удивленными (а может и восхищенными) людьми; словом, Фигль-Мигль, на самом деле уже заставившая говорить о себе литературные круги, осталась верной себе и своей тайне.
Справка
"Национальный бестселлер" учрежден в 2001 году. Это ежегодная общероссийская литературная премия, которая вручается за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии - "Проснуться знаменитым!". В конкурсе "Нацбеста" не могут принимать участие произведения-лауреаты и финалисты других литературных премий. Размеры премии колеблются. Так, за Дмитрий Быков за роман "Остромов, или Ученик чародея" получил 250 тысяч рублей.