Выставка «Сны для тех, кто бодрствует» ждет своих посетителей ежедневно с 12 до 20 часов. / Фото: Wikipedia.org/NVO

Современный взгляд на искусство

Развлечения

Юнкоры «Вечерки». Встречаем! Проект «Московский подростОК!» запущен!

Инициативные и юные корреспонденты «Вечерней Москвы» пока учатся в школе, но уже делают первые шаги к тому, чтобы стать настоящими акулами пера. Юнкоры «Вечерки» пишут для своих сверстников. В возрасте 13-14 лет слова взрослых воспринимаются с трудом, а донести свою точку зрения, наоборот, кажется очень важным.

Наши юнкоры ежедневно будут рассказывать своим сверстникам о самых интересных городских событиях и развлечениях для подростков, писать на близкие для них темы. Бригаду начинающих журналистов набрали из самых активных слушателей школы юного репортера «Новый фейерверк», которую недавно открыл главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов.

Современные подростки не отличаются любовь к музеям и выставкам, считая их неинтересными. Московский музей современного искусства поможет им избавиться от подобных стереотипов. С 1 марта по 29 сентября здесь проходит пятая тематическая выставка «Сны для тех, кто бодрствует» , организованная сотрудниками Научного отдела ММСИ Андреем Егоровым и Анной Арутюновой. Взяв название из одного из диалогов Платона, авторы представляют собрание музея как набор произведений, исключающих однозначное толкование зрителем — как по вложенным в них смыслам, так и по самим техникам изображенного. Экспозиция занимает весь второй этаж здания музея на Петровке. Здесь можно увидеть живопись, графику, фото и видео, объекты и инсталляции. С помощью такого количества экспонатов кураторы выставки исследуют конфликты в мировосприятии людей. Вопрос спорный, но попробуем в нем разобраться.

Поднявшись по лестнице, попадаю в царство полумрака, из центра зала на меня сморят 2 огромных глаза, выполненных в черно-белой гамме, слева от плотна – карандашные зарисовки различных типов глаз, а справа- непонятный прибор, похожий на микроскоп. Становится понятно, что первый зал посвящен « самому благородному чувству человека» - зрению.

Благородным оно названо потому, что 70 % окружающей человека информации он воспринимает с помощью глаз. Смотритель зала Ирина объясняет, что то, что казалось мне микроскопом на самом деле – линза, позволяющая увидеть свой глаз в увеличенном виде и рассмотреть зрачок и радужную оболочку. К слову, каждая радужная оболочка уникальна, поэтому рассматривать ее – занятие очень увлекательное. Заглянув себе в глаза, отправляюсь в следующий зал. Здесь перед зрителем предстает театр теней. Есть версия, что первый наскальный рисунок- это обведенная углем тень человека. Экспонаты датируются Бронзовым веком до нашей эры и изображают рождение ребенка, сцену охоты или солнечное божество – многое из того, чему поклонялись наши далекие предки. В сочетании с абсолютной тишиной и приглушенным светом экспозиция действительно напоминает сон или видение.

В третьем зале представлены графические работы и фотографии. Помимо этого, можно испытать действие огромной камеры обскура, зайдя внутрь. Меня особенно поразила работа Юрия Шабельникова из серии « Солдаты труда». Она похожа на огромную черную грифельную доску с надписью « Слава труду» будто бы написанной мелом на школьной доске. Задний план полотна представляет собой сцену застывшего цеха фабрики ( можно рассмотреть станки, кран, полки) , от которого веет таинственностью. Рядом располагается очень необычная инсталляция Хаима Сокола « Котлован». Это жестяные корыта и ведра, будто позаимствованные со сталинской стройки. Внутри каждого из них автор создал композицию, показывающую двор, склад, даже свалку с высоты птичьего полета. Работа выполнена в темных и серо-грязных тонах, имитирующих разрушенный городской пейзаж.

Одним из видеофрагментов, показанных на выставке, стал фильм Таус Махачевой « Пуля». Героиня стреляет из пистолета в песок, а потом откапывает пулю. Таким образ она вымещает агрессию, выхванную проблемами традиционных культур и социального неравенства. Ощущения, вызванные короткометражкой, на мой взгляд, оставляют достаточно неприятный осадок, но силы и энергия возвращаются, стоит только переступить порог в зал оптических иллюзий. Здесь представлены самые известные из них, например «Моя жена и теща». Кроме того, Вы увидите яркие полотна с изображениями спиралей, бросающихся в глаза на фоне темного коридора. Свет оставляет блики на изображении, от чего оно начинает напоминать неведомую галактику.

В трех следующих залах расположены фотографии, объекты и инсталляции. Глаза разбегаются от такого многообразия: скульптуры, расписные тарелки, античное стекло, зеркала, есть даже «пушистые» экспонаты – работа Леонида Сокова « Нечто русское», напоминает голову человека с копной волос, а уж что это, каждый для себя решит сам. Рядом располагается « Президентская думка» (автор Сергей Денисов ) - это большая подушка с надписью « Иллюстрированная Конституция», вероятно, раньше на нее можно было положить царский скипетр и жезл, а сегодня она олицетворяет думы о благополучии государства. В одном из последних залов располагается скульптура « Мотоциклист», напоминающая героя голливудских боевиков, он будто прорвался сквозь стену в музей и застыл.

Безусловно, все представленные работы необычно, но больше всего меня поразила « Мягкая Родина» Дмитрия Цветкова. Это карта России, выполненная из яркой, блестящей и очень мягкой на вид ткани. Экспонат показывает, что каждому жителю страны должно быть тепло и хорошо, как под ватным одеялом, а огромные размеры надежно обеспечивают уют.

Завершилась столь необычная экскурсия просмотром видео, изображающего падающую и подмигивающую зрителю картошку. Очень забавно, понравилось. Наверное, теперь я стану частым гостем музея на Петровке.

А выставка «Сны для тех, кто бодрствует» ждет своих посетителей ежедневно с 12 до 20 часов ( четверг - 13.00-21.00) в Московском музее современного искусства.

amp-next-page separator