Фильм «Джобс. Империя соблазна»: яблоко второй свежести
Обозреватель "Вечерней Москвы" посмотрел фильм и пришел к выводу, что куда благоразумнее дождаться другой экранной версии жизни Стива Джобса, чем выстраиваться в очередь за билетом сейчас.
История появления "Джобса" - из разряда тех, которые понравились бы заглавному персонажу картину. Два года назад техасец Марк Халм, владеющий бизнесом в родном штате, внезапно загорелся идеей рассказать миру, откуда есть пошло могущество корпорации Apple и настоящее религиозное поклонение ее главе. Деньги у бизнесмена нашлись, для всего остального он решил нанять профессионалов. Для всего, но не для самого главного - сценарий Халм поручил писать своему сотруднику Майку Уайтли, никогда в жизни не писавшему ничего, кроме стратегических планов отдела маркетинга, в котором Уайтли, собственно, много лет трудился.
Работа над сценарием началась за полгода до смерти Стива Джобса (а умер он в октябре 2011 года), когда уже было понятно, что болезнь не отступит, и сам герой фильма результата увидеть не сможет. Никаких консультаций с Джобсом или его окружением создатели картины не проводили - ограничились тем огромным массивом информации о Джобсе, который существует в открытых источниках.
Это в итоге и стало главной проблемой фильма. Практически все биографии Джобса, эссе о нем и прочие жития концентрируются прежде всего на выдающихся деловых качествах персонажа, которые с одной стороны ярко его характеризуют (стиль его руководства Apple стал корпортаивным мифом задолго до того, как мир охватила мания покупать айподы и айфоны), а с другой - практически не говорят о нем ничего, как о человеке.
В итоге кино превращается в набор расхожих клише, в центре которых абсолютно плоский персонаж. Известно, что Джобс был помешан на дизайне - пусть половина его речей в фильме будет посвящена дизайну. Не секрет, что Джобс отличался маниакальной трудоспособностью и ставил работу превыше всего - получите скороговоркой рассказанную историю о том, как он на заре создания Apple бросил свою беременную девушку и не хотел признавать, что она забеременела от него.
Эштон Кутчер, играющий Джобса, получил первую серьезную роль в своей жизни и старается он изо всех сил - но насколько он смазливей прототипа своего героя, настолько и лишен его харизмы. Лучше всего у Кутчера получается имитировать косолапую подпрыгивающую походку Джобса, что не ускользает от внимания режиссера - каждые две-три минуты Кутчера нам показывают идущим со спины. Другой вариант - сверхкрупный план, когда в кадре оказывается только нос и глаза Кутчера, что, видимо, должно отвлечь зрителя от вопиющей непохожести актера и Джобса друг на друга.
Механистичность этой биографии становится особенно заметной, когда Джобсу приходится едва ли не впервые проявить какие-то человеческие чувства. Из Apple уходит его соратник Стив Возняк, с которым он вместе когда-то начинал заниматься программированием. Со слезам на глазах Возняк приходит попрощаться к Джобсу. Эштон Кутчер довольно правдиво изображает в этот момент противоречивые эмоции, вот только общий контекст фильма делает этот эпизод комичным - ведь предыдущие полчаса Джобс по эмоциональности мало чем отличался от компьютера Macintosh, над которым он работал.
Два часа экранного времени занимает история, сотканная из плохо связанных друг с другом кусков. Авторы вроде бы стараются уйти от одномерности - вот Джобс обманывает Возняка, утаивая истинную сумму гонорара за полученный заказ, затем отказывается видеться с дочерью, хотя сомнения в отцовстве устранила генетическая экспертиза. Но на выходе все равно получается стандартный и до зубовного скрежета скучный байопик о том, как "пацан к успеху шел".
Прямо в этот момент сценарист "Социальной сети" (которая, видимо, во многом вдохновила техасского бизнесмена на создание этого фильма) Аарон Соркин пишет для американского телевидения сценарий сериала о Стиве Джобсе. Скорее всего, он выйдет на экраны уже в следующем телесезоне. И бояться конкуренции с только что вышедшим фильмом на ту же тему Соркину явно не стоит - к тому моменту о детище продюсера Халма успеют забыть практически все.