Бьорн Ульвеус из ABBA благословил питерскую премьеру «Mamma Mia!»

Развлечения

В этот уикенд на сцене Мюзик-холла, в Северной столице случилось культурное событие, которого настоящие питерские поклонники мюзикла ждали с начала нулевых годов, когда на Петроградскую сторону впервые завезли диковинную штучку под названием «бродвейский мюзикл» (тогда это была постановка «Метро» польского происхождения в ДК Ленсовета). С той поры мюзикл-интервенция медленно, но верно, наступала на город на Неве и достигла пика в «Бале вампиров» Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии, что получил в этом году три «Золотые маски», был продлен еще на год, родил российскую звезду - Ивана Ожогина, но не решил одну из важнейших проблем мюзиклов – не смог пойти в режиме восьми спектаклей в неделю, как это принято во всем мире, а до сих пор демонстрируется сериями из двенадцати спектаклей раз в полтора-два месяца.

И вот свершилось: в город на Неве привезли не польский мюзикл с туманной бродвейской историей, не «оступившийся» на Бродвее «Бал вампиров», а абсолютный мировой хит, успешно шедший в 140 странах мира на разных языках, хитовавший на Бродвее и Вест-Энде, переживший почти 1000 (!) спектаклей в Москве, шедевр экс-музыкантов и композиторов группы ABBA Бенни Андерсона и Бьорна Ульвеуса - «Mamma Mia!». Тот самый спектакль, премьера которого состоялась в Лондоне в 1999 году, что и по сей день одновременно демонстрируется в 11 театрах с посещаемостью 18 тысяч человек. Тот самый спектакль, который с октября 2006 года в Москве был сыгран 700 раз, затем взял паузу на четыре с половиной года и был возобновлен прошлой осенью, продержался в МДМ еще один сезон, а теперь вот перебрался в Санкт-Петербургский Мюзик-холл.

Для международной театральной компании Stage Entertainment субботняя премьера открыла новую российскую «ветку». Случилось то, чего специалисты давно ждали: в то время как петербургские продюсеры не сумели создать в городе конкурентноспособный проект, идущий в ежедневном режиме, это сделала международная корпорация и ее российское отделение, руководимое Дмитрием Богачевым. Похоже, они пришли в Петербург всерьез и надолго. Заручившись поддержкой корпорации PMI, провдящий в Северной столице гастроли самых крупных звезд мировой и российской поп-рок-музыки, «стейджевцы» рассекретили свои планы на ближайшую пятилетку – начнут с 40 спектаклей «Mamma Mia!» в Мюзик-холле, в случае коммерческого успеха серия будет продлена. Не за горами новогодние праздники, и если шведский шедевр дотянет до них, там и до середины января аншлаги обеспечены, после чего, в феврале-марте, настанет черед мюзикла «Русалочка», который нынче идет в на Пушкинской площади, в зале «Россия», в прошлом году переоборудованном «Стейджем» специально под театр мюзикла. В дальнейшем в Петербург будет перемещен и мюзикл «Чикаго», с Ларисой Долиной в роли Мамы Мортон. Если первая часть плана будет успешно реализована (а в этом трудно сомневаться), то Богачев и его команда готовы в Петербурге провести кастинг и поставить новый мюзикл, раньше, чем в Москве: «Это нормальная мировая практика, когда спектакли сначала ставятся в Лос-Анджелесе или Чикаго («обкатываются» там), а затем перевозятся на Бродвей. Так и в Европе происходит. Почему бы ни сделать это в Северной столице? Остальные планы на пятилетку будут скорректированы по ходу дела…»

Пока не ясно, на какой сцене все это громадье планов воплотится в жизнь. Мюзик-холл «Стейдж» в принципе устраивает (центр города, зал на 1,5 тысячи мест, сцена с богатыми мюзик-холльными традициями). Но дело в том, что договор об аренде с Санкт-Петербургским Государственным Мюзик-холлом на серию спектаклей «Mamma Mia!» 2013 года был подписан еще до того, как художественным руководителем этого уникального театра со 100-летней историей стал известный итальяно-российский маэстро Фабио Мастранжело. Получив столь ответственную должность и карт-бланш от правительства Санкт-Петербурга, Фабио в августе на пресс-конференции в самых общих чертах представил стратегический план развития Мюзик-холла под его руководством, и дай Бог всем светлым идеям осуществиться. Но, в любом случае, итальянский маэстро, столкнувшись с российскими реалиями (зал Мюзик-холла требует серьезной реконструкции в плане акустики, если «подтягивать» его к мировым стандартам акустических залов, таких как Мариинка-2 и Мариинка-3, требует апгрейда и технология сцены, и так далее и тому подобное), вынужден будет корректировать свои планы. В этой ситуации появление «стэйджевцев», вкупе с петербургской PMI, не в качестве соперников, а в качестве деловых и творческих партнеров, для нового худрука Мюзик-холла представляется реальной ближайшей перспективой.

Если Мюзик-холл в Александровском парке уже в нынешнем сезоне вернет себе утерянные в последние годы интерес и уважение петербургских зрителей и гостей города постановками мюзиклов, проверенными во всем мире и Москве, то разве не этого хотел Смольный, когда доверил ключи от Мюзик-холла энергичному итальянцу с европейским музыкальным кругозором!

Положа руку на сердце, спросим – нужна ли Петербургу «Мариинка-4», в который некоторые горячие головы хотели бы превратить нынешний мюзик-холл? Нужен ли городу еще один филармонический зал, да к тому же зал со столь проблемной акустикой, со звуковыми ямами?.. Ведь еще отец самых громких побед Ленинградского Государственного мюзик-холла Илья Рахлин, получив в 1966 году в свои руки от компартии и правительства театр в Александровском парке, убивался по поводу поспешно проведенной акустической перестройки и невозможности что-то поменять кардинально… Или все-таки стоит дать народу уже в ближайшее время мюзикла, зрелища высококлассного, жанра, который, как известно, калейдоскопичен и допускает самые неожиданные варианты (недавно поставивший в Театре музкомедии драматический мюзикл «Чаплин» успешный бродвейский режиссер Уоррен Карлайл сразу после премьеры отправился в Нью-Йорк, чтобы завершить работу над мюзиклом по мелодиям 30-х годов Дюка Эллингтона, где вообще нет драматических персонажей, а все построено на классическом джазе и танцах).

Опытный продюсер Дмитрий Богачев, узнав от нашего питерского корреспондента о планах маэстро Мастранжело, который говорил в августе, что допускает появление на сцене Мюзик-холла мюзиклов, но только очень высокого качества Бернстайна, Эндрю Ллойда Уэббера и так далее, сказал, что готов привезти в Петербург и поставить здесь спектакль в стилистике классического мюзикла (того самого, когда артисты практиковали не микрофонное пение, а оркестр играл джаз и симфомузыку в стилистике Бернстайна и Гершвина) – нынче это ретро-направление весьма популярно за океаном.

Если звезды так сойдутся, что деловые и творческие планы трех партнеров совпадут, и в их серьезность поверит городское руководство, а также «обещанные» Фабио Мастранжело серьезные бизнес-структуры, то можно будет произвести оперативную акустическую реконструкцию Мюзик-холла, не останавливая надолго театрально-концертный процесс, а главное – дать широкую дорогу в Северной столице равноправному, уважаемому во всем мире музыкальными специалистами и широким зрителем, жанру мюзикла.

…Вот на какие мысли навели нашего корреспондента первые два петербургских вечера с «Mamma Mia!». Были в них и переполненные залы, и питерские вип-гости на красной дорожке, и первый в истории АББА-манов визит в наш город Бьорна Ульвеуса, и знакомство со звездами спектакля, который в России посмотрели уже больше миллиона зрителей, а в Петербурге к ним должно прибавиться за первые 40 спектаклей еще 50 тысяч.

Но главным итогом этих первых спектаклей в Северной столице стал, конечно же, 1,5 тысячный зрительный зал, который, как и во всем мире, сопереживал свадебно-семейной истории Софи и ее жениха Ская, ее матери Донны, трех (!) отцов невесты, радовался каскаду 22-х узнаваемых АББА-мелодий и живому звуку, восхищался мастерством солистов, балета, хора и оркестра, а в финале трехчасового шоу с радостными лицам поднялся со своих мест и принялся распевать и танцевать вместе с артистами…

amp-next-page separator