Александр Проханов: Нам нужна идеология государственной жизни
В «Вечерней Москве» уже выступили Юрий Поляков, Дмитрий Быков, Александр Купер, Максим Кантор, Александр Кабаков и Захар Прилепин. Теперь мы публикуем интервью с Александром Андреевичем Прохановым. Он никогда не боялся выражать свою точку зрения о происходящем в России и в мире. Соглашаться с его суждениями о переживаемом времени или нет — личное дело каждого. Но выслушать аргументацию и понять гражданскую позицию писателя и философа, безусловно, надо. Проханов, в отличие от многих, говорит то, что думает.
— Александр Андреевич, какое-то время нынче — без героев. На кого равняться молодежи?
— Молодежи героя насильно не впендюришь. Если в центре общественной идеологии стоит купец, а не герой, потребитель, а не художник, гедонист, а не мученик и жертвенник… Вот что молодым предложено. Они на это и равняются.
Общественная идеология подкрепляется тысячами разных способов и транслируется в общество. И молодежь выбирает именно того кумира, о котором ей говорят. Вот она и равняется на Абрамовича, на Ксюшу Собчак, на серийного убийцу...
Если общественное сознание по-прежнему будет травмироваться подобным образом и накачиваться такой идеологией и системой образов, поддерживаемыми и шоу-бизнесом, и голливудскими фильмами, и высказываниями псевдокумиров от культуры, то наша молодежь перестанет быть народом, а вырастет просто населением.
Сначала молодым, потом старым, но все одно никчемным населением.
— Возможно ли переломить все это?
— Никак не переломишь, если у руля государства стоят исповедники подобной идеологии. Наша государственность — какая она сейчас? У нас олигархическое государство, которое обслуживает интересы крупного капитала, миллиардеров. И эта государственность во всех формах проповедует ценности этого слоя, этого класса. Эти ценности не всегда выступают как ценности именно этого конкретного «золотого» класса. Потому что, для того чтобы их усваивать, надо иметь ресурсы.
Властные, в том числе. Поэтому вместо идеалов для общества запускаются откровенные суррогаты. В основном ценности развлечения.
Сейчас ценны смех без причины, бездарное провождение времени, мелкие безобразия.
— Как вы думаете, чем это закончится?
— Это, в общем-то, кончилось Болотной площадью.
Государство воспитало в лице «болотных» своих убийц. На эту площадь вышли люди, которые отрицали государство, Путина, Кремль. Все вышедшие — выкормыши именно сложившегося в стране уклада ценностей. В основном это офисный планктон, молодая публика, которая работает в банках, бесконечных коммерческих конторах, пиаровских компаниях, НКО…
Власть посмотрела на своих убийц, воспитанных ею самой, и содрогнулась.
— И что-то изменилось?
— Испугавшись, власть начала перемены, и эти перемены уже идут. Они непоследовательны, не радикальны, но они начались. Власть начала взращивать слой, который мог бы противопоставить едкой и разрушительной среде — «болотине».
— Кто учителя?
— Для воспитания нового слоя общества власть привлекла, в том числе, и патриотически настроенную интеллигенцию, которая на протяжении 20 последних лет была демонизирована, вытеснена за пределы господствующих идеологических тенденций, находилась в состоянии маргиналов.
В 1990-х этих людей обзывали фашистами, потом снисходительно допускали на полчаса на телевидение.
Но эти люди существовали, и их сейчас государство возвращает, вернее, не препятствует их возвращению в центр идеологической жизни.
Одним из таких центров является наш «Изборский клуб», который объединил 25–30 человек, государственников, для выработки идеологии нового государства. Идеологии, с помощью которой государство может существовать, потому что предшествующая идеология — идеология государственной смерти.
Мы вырабатываем идеологию государственной жизни.
— Кто ученики?
— Этим летом многие из нашего клуба ездили на Селигер. Я выступил перед 3000 молодых людей, которые сидели в шатре и слушали мои философствования, исторические обобщения, концепции — внимательно, жадно слушали.
Но у вас нет ощущения, что государственный патриотизм сегодня нередко фальшив? Люди из власти и государственные структуры, вкладывающие деньги в идеологию, хотят, чтобы был результат. Они смотрят: есть он или нет его.
Если к пропаганде и агитации патриотических ценностей допускаются люди лживые и неискренние, то результата не будет. Сейчас наглядно происходит сепарация. Я вижу, как интересные люди, блестящие люди занимаются сегодня идеологией. Кстати, среди них много людей Церкви.
Церковь — это не идеальный институт, там тоже много притворства, безбожия, даже богохульства. Но есть удивительные священники, батюшки, которые положили свою жизнь на проповедь высших идеалов христианства. Правда, у Церкви зачастую не находится языка, на котором она могла бы говорить с молодежью. Священник выходит на амвон и говорит «якояко» и «паки-паки», а это молодыми людьми не воспринимается…
Олигархи — исчадие ада, воплощенная несправедливость
— Любить Родину нередко учат те, кто отправил свои деньги и своих детей за границу. Чем для них плоха родная страна?
— Потому что она плоха. Для них плоха. Они эту страну оскорбили изначально.
Страна и народ оскорблены ими, травмированы. Эта травма огромна, и интуитивно, а большей частью осознанно, народ их ненавидит. Они боятся этой ненависти. Их усилия связаны с тем, чтобы как можно дольше продлить существование этого воровства, но обезопасить себя и, конечно, своих близких от возможного воздействия, от реванша.
— При наличии политической воли пусть не детей, но деньги и самих воров можно вернуть на Родину. Или еще как-нибудь восстановить справедливость.
— Ледоруб в руки Меркадера вложил Сталин. Пока Сталина нет. Но есть предчувствие Сталина.
— Куда, по-вашему, сейчас надо вкладывать деньги: в науку, образование, армию?
— Кому надо? Нам с вами?
Куда надо вкладывать деньги олигархическому слою? Допустим, вы — олигарх. Куда бы вы вложили деньги? Я вам подскажу: на свои счета в иностранные банки. Или на эти деньги создавали бы дочерние предприятия своих корпораций в разных странах мира. Желательно в тех, где быстрый оборот денег. Никто не будет вкладывать деньги ни в ракеты, ни в образование, ни в здравоохранение. Зачем им? Зачем тратиться на этот народ, который они считают проигравшим, народом-лузером?
— В последнее время все чаще и больше говорится о борьбе с коррупцией. Как можно ее остановить?
— С воровством не борются. Много имитационного. Верхний слой общества и не собирается бороться с коррупцией, потому что это он и коррумпировал страну. Эти миллиарды, которые попали в руки нынешних олигархов еще в 1990-е годы, коррумпировали чиновничество, власть. Высшие слои продолжают существовать в коррумпированной среде, потому что только в ней они и могут жить.
Российские олигархи являются исчадием ада, они — воплощенная несправедливость. Для того чтобы существовать в народе, который глубинно исповедует религиозную справедливость, они прибегают к самым разным изощренным способам. В частности, они купили инструменты власти, чтобы удерживать в повиновении народ.
О какой борьбе с коррупцией можно говорить, если у нас своровали страну в целом? Не отдельные миллиарды в виде каких-то нефтекомпаний, а всю Россию. Правящий слой крадет страну.
Он выкрадывает у нее не только углеводороды и алмазы. Он крадет у страны ее историческое время. Это самая страшная кража. Вот уже 20 лет Россия не развивается, она стоит на месте.
У нас украли историю. Поэтому современная политика будет связана с возвращением в историю.
— Одиозные фигуры ельцинской эпохи ушли из политики. Сейчас в окружении первого лица государства, кажется, люди, радеющие за страну…
— …а в стране идет рецессия, капиталы уходят — происходит громадный отлив заработанных народом денег. Ничего на благо не делается. Поддерживается деструкция. Есть локальные центры благополучия и развития, но регресс продолжается, население вымирает.
— Послушав вас, понимаешь: безнадежно как-то все…
— Тот, кто считает, что мы сдохли, уже сам сдох! Это — вероисповедование мертвеца. Но огромное число людей умирают, но не сдаются.
Страшная русская жизнь, она сегодня наполнена святостью. У нас много святых: учителя, работающие за копейки, музейные работники, инженеры, не получающие зарплату, ученые, сохранившие наши секреты, военные, которые в страшную первую чеченскую воевали за Родину… Страна наполнена героями и святыми! Мы не умерли! Мы страдаем, но неизбежно победим! Такое неисчислимое количество страданий, которые испил русский народ, делает нас непобедимыми. Чем больше пережитых нами бед, тем драгоценнее наш опыт. Это опыт грядущей русской победы.
Путин слил свою судьбу с судьбой страны
— Сейчас модно говорить, что наш народ вырождается. Это так?
— Мы страна оккупированная. В 1991 году нас убили. У нас отняли государство, историю. Вот отсюда и все наши проблемы. Русский народ — это народ, который творит великую историю. Когда народ творит великие исторические дела, он надрывается, тратится на них, он не может иначе, потому что несет великую миссию — религиозную, божественную. У нашего народа в 1991-м отняли эту великую миссию. Отняли страну, империю, 30 миллионов выкинули за пределы. Мы — раненый народ, а не вырождающийся.
— Россию захлестывают потоки мигрантов. Мы в них не растворимся как народ?
— Если мы не будем развиваться, если у русских не будет имперской работы, то растворимся. Деградируем и будем друг друга убивать.
Русским надо вернуть имперское задание. Тогда все люди, которые к нам хлынули, получат на этой работе свое место. Они не будут торговать овощами и рабским трудом обслуживать олигархические и мафиозные структуры, они опять станут строить великие машины, великие дороги, великую цивилизацию. Как на Кавказе, так и в Сибири. Как только начнется реальное, а не имитационное развитие России, так в нем сгладится огромное количество противоречий — межнациональных, возрастных, религиозных.
Люди, вовлеченные в серьезное государственное дело, становятся государственниками. Люди, которым дают платки для перепродажи, таковыми быть не могут. Сколько их ни убеждай, сколько ни говори красивых слов.
Развитие — панацея от многих бед
— Куда надо направить вектор развития?
— Россия сейчас находится на очень низком уровне цивилизационного развития. Мир ушел дальше. Мы остались позади, на примитивном уже уровне.
Значит, мы должны строить цивилизацию. Она строится не только за счет машин, городов и технологий, она в первую очередь строится за счет представлений, идей, смыслов.
В России неизбежен так называемый левый поворот. Неизбежен слом олигархизма, при нем мы не выживем, погибнем. Неизбежно возвращение в общество справедливости, по которой тоскуют все — и взрывающиеся дагестанцы, и богатеющие, но ненавидимые евреи, и русские, и татары, и якуты, все…
Справедливость будет возвращена. Даже не социальная, а более высокая — божественная. Я не говорю о технологиях возвращения. Но как только справедливость восстановится и одновременно будет выстраиваться цивилизация, тогда соединение цивилизационного рывка с духовным, мировоззренческим прорывом обеспечит нам победу над всеми нашими внутренними и внешними невзгодами и бедами.
— Но допустят ли поворот к такой, говоря вашими словами, божественной справедливости правящие олигархические кланы?
— Я не оракул. Я просто вижу тенденции. Конечно же, я не встречаюсь каждый уик-энд с Путиным, но я вижу, как в нем происходят внутренние перемены.
В нашей стране всегда первое лицо определяло исторический ход. Путин эволюционирует. Либо под воздействием внешних обстоятельств, либо внутренних. Президент, особенно после Болотной, почувствовал угрозу своей власти и своей собственной жизни, и он защищается. А для него единственная защита — это страна. Великая страна является гарантом его личной безопасности. И поэтому он развивает оборонно-промышленный комплекс, вкладывает деньги в самолеты, танки, технологии.
В том числе и в пропаганду патриотизма. Здесь идет слияние интересов личных с интересами государственными.
Я думаю, так бывает в истории часто. Когда в своей валдайской речи Путин сказал, что «Россия — это не проект, Россия — это судьба», я почувствовал, что он полностью слил свою судьбу с судьбой страны.
Мнение писателя может не совпадать с точкой зрения редакции
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Людмила Алексеева, правозащитник:
— Почему нас все время пытаются заставить пятиться назад? Империю мы уже проходили. Попытки воссоздать ее бессмысленны. Мир изменился.
Сегодня по форме Россия — республика. Надеюсь, в скором времени станет ею и по существу. Хватит нам надувать щеки, высказывать притязания на мировое господство, повышать тон на ближайших соседей и учить их жить. Лучшее будущее для страны — спокойное развитие без потрясений и беспочвенных мечтаний о несбыточном.
Георгий Сатаров, политолог:
— Имперская тема никогда не уходила в России из зоны общественного внимания.
Можно долго говорить о том, почему это происходит и чем вызвано. Видимо, есть интерес в определенных кругах и народа, и власти. Но возвращение империи, возрождение империи в современных условиях, в третьем тысячелетии — нереально. Это как загнать пасту в тюбик…
СПРАВКА
Проханов Александр Андреевич, писатель, публицист, политический и общественный деятель, родился в 1938 году. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба.
ТОП-5 КНИГ АВТОРА
"ИДУ В ПУТЬ МОЙ" Сборник рассказов 1971
"ДЕРЕВО В ЦЕНТРЕ КАБУЛА Роман 1982
"ПОСЛЕДНИЙ СОЛДАТ ИМПЕРИИ" Роман 1993
"ГОСПОДИН ГЕКСОГЕН" Роман 2002
"ПОСТУПЬ РУССКОЙ ПОБЕДЫ" Идеологический манифест 2012