Хаксли посвятил литературе четыре с лишним десятилетия / Фото: Culturecatch.com

Утопия со знаком минус: 5 знаковых произведений Олдоса Хаксли

Развлечения

Его произведения любимы читателями за пессимистический, но остроумный взгляд на природу вещей, за глубокий интерес к психологии и устройству человеческого восприятия. Хаксли писал о происходящей потере человечности в условиях стремительного технологического прогресса, высказывал пацифистские настроения, мечтая о всеобщей гармонии и успокоении.

Семейное древо Хаксли состояло из наилучших представителей британской культурной элиты, среди которых были писатели, художники, историки, биологи. Поклонение Знанию, образованию, книгам было у них в крови. Маленькому Олдосу Леонарду, появившемуся на свет в Голдалминге, в графстве Суррей, 26 июля 1894 года, суждено было продолжить славное дело рода и войти в интеллектуальную сокровищницу страны и всего мира.

Однако с детства Олдоса ждали различные потрясения: когда ему было 13 лет, умерла мама, в 16 лет он заболел серьёзным глазным заболеванием, которое впоследствии прогрессировало, доставляя множество неприятностей. Так, болезнь не позволила пройти полный курс обучения в Итоне: учебное заведение пришлось оставить.

С началом Первой мировой войны Хаксли не призвали на фронт по причине слабого зрения, но он, тем не менее, не поддаваясь болезни, стал студентом литературного факультета Баллиольского колледжа в Оксфорде. Тогда же он увлёкся писательством, написав в 17 лет первый роман, так и оставшийся неопубликованным. С 20 лет Хаксли твёрдо решил посвятить писательству всю свою жизнь.

В его первых работах - "Жёлтый Кром", "Шутовской хоровод", "Эти бесплодные листья" - сквозит то самое чувство грустной растерянности и пустоты, созвучное с писателями так называемого "потерянного поколения", только герои его "теряются" не в окопах, а в дорогих светских салонах и барах послевоенного Лондона.

Основной творческий период писателя связан с его переездом в Лос-Анджелес в 1937 году. Здесь он знакомится с оратором и философом Джидду Кришнамурти, увлекается природой сознания, медитацией, различными учениями мудрости, мистикой. Это всё отражается в его произведениях, написанных в Калифорнии - "Через много лет", "Время должно остановиться", "Вечная философия".

Впоследствии увлечение Хаксли медитативными методиками приведёт к участию в психоделических экспериментах по расширению сознания, впервые начатых Хамфри Осмондом в 1953 году при участии мескалина. Впечатления от эксперимента вылились в эссе "Двери восприятия" и "Рай и ад", ставшие культовыми для радикальных интеллектуалов 1960-х годов. В 1963 году писатель умер от рака гортани, попросив супругу сделать ему перед смертью внутримышечную инъекцию ЛСД.

Четыре с лишним десятилетия Хаксли посвятил литературе, оставив после себя обширное и разнообразное наследие: стихи, рассказы, путевые очерки, исторические биографии, критические эссе о литературе, живописи, музыке, философские трактаты, и даже трактат по исторической психологии ("Демоны Лудена"), где даны новаторские объяснения демономании XVII века.

"Вечерняя Москва" вспоминает 5 знаковых произведений писателя:

1. "Контрапункт" (Point Counter Point, 1928)

Первый крупный роман писателя, ставший самым большим по масштабу произведением в его творчестве, завершил период ранней реалистической сатиры в творчестве Хаксли. Роман изображает высший свет, интеллектуальные круги и художническую богему Лондона 20-х годов, их неприспособленность к жизни, пустоту и никчёмность существования. В романе содержится большое количество автобиографических черт, а многие герои имеют реальных прототипов, личностей, с которыми Хаксли был знаком лично. В 1998 году Modern Library поставил Контрапункт на 44-ю строчку в списке "100 лучших романов".

2. "О дивный новый мир" (Brave New World, 1932)

Самый знаменитый роман Хаксли принадлежит к жанру "утопического", только с отрицательным знаком: автор глубоко убеждён в несостоятельности идеального общества будущего, построенного по "разумному" плану. Роман изображает Лондон далёкого будущего (2541 года), где люди производятся на специальных человекофабриках, автоматически подразделяясь на касты, обладающие различными умственными способностями. В этом мире нет места любви и традиционным человеческим отношениям и чувствам, а наука, религия, искусство - практически под запретом. Роман - это манифест неверия в социальный и нравственный прогресс человечества. Спустя почти 30 лет, в логическом продолжении романа "Возвращение в дивный новый мир", Хаксли признал, что мир движется к мрачному сценарию куда быстрее, чем он думал.

3. "Обезьяна и сущность" (Ape and Essence, 1948)

Вторая, ещё более трагическая антиутопия Олдоса Хаксли, изображает мир, переживший атомную войну. Это одно из самых сложных и многогранных, как композиционно, так и по смыслу, произведений автора. В нём отчётливо читается его горечь от кризиса цивилизации, повергнутой в атмосферу бездуховности и цинизма, потребления и усреднённости, не замечаемых простыми обывателями. Это всё показано на примере столь любимого Хаксли маленького тоталитарного общества со своей собственной религией, структурой, системой мифологем и запретов. Футурологический прогноз Хаксли в данном произведении ничуть не утешителен: человечество движется к краху семимильными шагами.

4. "Двери восприятия" (The Doors of Perception, 1954)

Эссе, описывающее опыт расширения сознания с помощью психоделических веществ, оказало значительное влияние на социальные и культурные процессы второй половины XX века. В качестве эпиграфа взята цитата из поэмы "Бракосочетание Рая и Ада" английского поэта XVIII века Уильяма Блейка: "Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным". В своём эссе Хаксли описывает свои ощущения от встречи с открывшимся ему "чистым" миром и опыт познания бесконечной сути вещей, оторванных от их словесных определений. Он называет это явление "сакраментальное видение реальности", "Внутренний Свет". Произведение вдохновило молодого музыканта Джима Моррисона назвать свою группу "The Doors".

5. "Остров" (Island, 1962)

Последний роман Олдоса Хаксли даёт некоторую надежду на то, что человечеству всё же удастся избежать тотально мрачного сценария. Вновь беря за основу небольшое закрытое общество и его социальное устройство на примере маленького острова, куда попадает главный герой-журналист после кораблекрушения, он впервые показывает положительные черты жизненного устройства на острове. Философия, сходная с буддизмом и индуизмом, отказ от технологической революции и общества потребления дают жителям острова некую надежду спастись от страшных футурологических прогнозов касательно краха цивилизации. Парадоксально, но "Остров" фактически превращается в несбыточную утопию, представляя описание некой идеальной модели, трудно представляемой в современных условиях.

amp-next-page separator