Иллюзия реальности: 3 легендарных фильма Алена Роб-Грийе

Развлечения
18 февраля 2008 года ушёл из жизни знаменитый французский прозаик, сценарист и кинорежиссёр Ален Роб-Грийе.

Родился Роб-Грийе 18 августа 1922 года во французском городе Брест. После окончания Национального института агрономии он работал инженером в Колониальном институте плодовых и цитрусовых, часто бывал по работе в Марокко, Французской Гвиане, на Гваделупе и Мартинике, однако по состоянию здоровья покинул эту должность, сосредоточившись на творчестве.

Роб-Грийе известен как писатель, идеолог "нового романа", или "антиромана", строящегося не на классическом "бальзаковском" повествовании, а на безличностном и символическом описании окружающего мира. У Роб-Грийе – это описание вещей: излишняя и навязчивая опись предметов, возвышающаяся над сюжетом и действиями героев, становится лейтмотивом романов писателя, выявляя сложные и запутанные знаки и метафизические лабиринты, зачастую вызывающие недоумевание критиков и читателей.

Первые его романы ("Цареубийца", "Ластики", "Соглядатай") получали отказы во всех крупных издательствах и писатель стал публиковаться в подпольном издательстве "Минюи", выпускающем книги авангардных авторов (Поль Элюар, Луи Арагон, Андре Жид и другие). К концу 50-х Роб-Грийе стал рецензентом, а затем и литературным директором издательства. Под его руководством "Минюи" превратилось в настоящий центр нового романа, а сам Роб-Грийе стал признанным лидером движения. Романы "Ревность" (1957), "В лабиринте" (1959) – яркие образцы течения.

Роб-Грийе также известен как сценарист и талантливый режиссёр. Начав работу в кинематографе в 1960-е годы, литературный экспериментатор перенёс свой опыт авангардиста и на киноэкран. В 1961 году он написал сценарий для революционного фильма Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде". Свободно перемешивающиеся пласты реальности и вымысла, необычные и странные детали повествования, скрытые аллюзии и знаки – визитная карточка Алена Роб-Грийе – режиссёра. Всё это можно проследить по фильмам "Бессмертная" (1963), "Транс-европейский экспресс" (1966), "Человек, который лжёт" (1969), "Рай и после"(1970), "Постепенное скольжение в удовольствие" (1974), "Игра с огнём" (1975), "Шум, сводящий с ума" (1995), "Вам звонит Градива" (2006).

"Вечерняя Москва" вспоминает 3 самых известных фильма Алена Роб-Грийе.

"Бессмертная" (L'immortelle, 1963)

Первый экспериментальный франко-турецкий фильм Роб-Грийе, аллегорическая драма о любви, ревности и смерти, важна своими новаторскими художественными и техническими приёмами. Автор остался верен себе, сняв драму, полную аллегорий и скрытых смыслов. Повествование, развивающееся вне очевидного хронологического порядка, строится вокруг французского учителя N, приезжающего в Стамбул и влюбляющегося в таинственную красавицу L, за которой следит не менее таинственный господин М с двумя доберманами. В отношениях героев ничего не понятно наверняка: режиссёр постоянно использует отрывки воспоминаний, фантазий, иллюзий и видений на грани сюрреализма.

Замершие кадры, построение логики повествования в режиме "субъективного времени", различного для каждого отдельного героя, глазами которого зритель видит фильм в данный момент, использование непереведённых диалогов на турецком языке, которые зритель, также как и N, не понимает, а только догадывается – специальные приёмы, дезориентирующие зрителя, направленные на то, чтобы создать ощущение обмана и искусственности. По задумке режиссёра весь фильм построен вокруг символики и жеста, являя собой некую условность, на грани фантазии и сюрреалистического эксперимента.

Фильм был удостоен премии Луи Деллюка и номинирован на Золотого медведя Берлинского международного кинофестиваля 1963 года.

"Транс-европейский экспресс" (Trans-Europ-Express, 1967)

Ещё один эксперимент и шедевр режиссёра, снятый в его фирменном стиле. Здесь перемешаны реальность и вымысел: группа кинематографистов, едущих в Транс-европейском экспрессе из Парижа в Антверпен, от нечего делать решает сочинять сценарий к фильму, главным героем которого делают попутчика - актёра Жана-Луи Трентиньяна (само по себе реальное лицо). Играя то героя картины, то самого себя, незаметно переходя из одного качества в другое, актёр превращает фильм в запутанный лабиринт: сценарий его жизни подменяется вымышленным сценарием кинематографистов незаметно для него самого.

Здесь перемешаны различные жанры: детектив, триллер, мистика, чёрная комедия и мелодрама соседствуют с элементами эротики, парадокса и розыгрыша. Контрабанда наркотиков, погони, перестрелки, изнасилования, детективный сюжет – канва сложносочинённой киноистории. Чтобы ничего не упустить, зрителям необходимо очень внимательно следить за ходом повествования и замечать самые мелкие детали, погружаясь в изящные игры разума кинематографистов и самого Роб-Грийе. В этом и заключалась задача режиссёра, адепта знаков и деталей. Фильм по-своему ироничен и элегантен, однако первое время он был запрещён к показу в Великобритании.

"Человек, который лжёт" (L'homme qui ment, 1968)

На первый взгляд фильм являет собой психологическую военную драму. Но не стоит забывать, кем эта драма снята. Сквозь внешнюю канву военного сюжета прорываются эфемерные и тонкие видения, иллюзии, сновидения.

Некий мужчина в современном костюме приходит из леса в город и рассказывает встречающимся ему людям свою историю, каждый раз используя различные слова и варианты развития истории. Время повествования нельзя с точностью отнести к военному: мы переносимся то в настоящее, то в прошлое, то вообще в некое вневременное пространство. Страна действия тоже условно-неопределённая. Становится непонятно, то ли происходящее на экране действительно имеет место, то ли это плод вымысла и фантазии, то ли это чьи-то воспоминания или сон. Название фильма словно бы включает нас с ту же игру, в которой силишься понять, что есть правда, а что – ложь.

Лишённое всякой логики и чёткой линии повествование скорее не самое главное в этой картине. На первый план выходит сложное и многоуровневое авторское исследование различных вариантов интерпретации реальности, способов восприятия одних и тех же событий в разных обстоятельствах. Роб-Грийе определённо не гонится за массовым зрителем, жертвуя художественными составляющими фильма ради постановки сложных метафизических и философских вопросов.

В фильме можно наблюдать замечательную игру Жана-Луи Трентиньяна, получившего премию Серебряный медведь за лучшую мужскую роль на 18-м Берлинском кинофестивале.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Вечное возвращение: 5 знаменитых фильмов по сценариям Жана Кокто

5 легендарных фильмов Алена Рене

amp-next-page separator