Мыслитель мирового масштаба: 5 привычных явлений с точки зрения Юрия Лотмана
Филологи, социологи, теоретики других гуманитарных наук могут с гордостью сказать о нём: "Лотман - наше всё". Один из основателей семиотики в отечественной науке, заслуженный профессор Тартуского университета, Юрий Михайлович ещё при жизни был окружён любовью и уважением коллег и студентов. Его лекции по истории литературы и культуры собирали сотни слушателей. Пленённые манерой его изложения, его артистизмом, умением с лёгкостью донести до слушателя непростые вещи, они приносили с собой магнитофоны, чтобы не упустить ни единого слова из уст гениального лектора.
В итоге именно студенты привели его на телевидение. А точнее, студентка, режиссёр Евгения Хапонен, которая сняла серию лекций Лотмана для эстонского телевидения "Беседы о русской культуре", ставшие значительным культурным событием конца 80-х и пользующиеся невероятной популярностью среди советской интеллигенции.
Юрий Михайлович Лотман родился в Петрограде в интеллигентной еврейской семье: отец – юрист и математик, мать – зубной врач. С детства дети – у Юрия было три старших сестры – росли в окружении книг и науки. Впоследствии сестра Лидия Лотман также стала литературоведом, Виктория – врачом, а Инна (Образцова) – композитором. Юрий Лотман, закончив уважаемую петербургскую школу Петришуле с углубленным изучением немецкого, а затем филологический факультет Ленинградского университета, тоже активно пошёл в науку.
Прервался он лишь на войну: в октябре 1940 года был призван связистом в артиллерию, служил командиром по связи. Принеся с войны множество почётных орденов, Лотман продолжил свою научную деятельность. В 1950 году, когда ему было 28 лет, его назначили старшим преподавателем Педагогического института в Тарту.
В этом старинном эстонском городке Юрий Михайлович прожил всю жизнь: здесь он защитил кандидатскую диссертацию ("А. Н. Радищев в борьбе с общественно-политическими воззрениями и дворянской эстетикой Н. М. Карамзина"), здесь прошёл путь от преподавателя Тартуского университета (с 1954 года) до всеми уважаемого профессора (1963), заведующего кафедрой русской литературы (1960—1977). Докторская диссертация "Пути развития русской литературы преддекабристского периода", с блеском защищённая в Ленинградском университете в 1961 году, разрабатывалась и писалась тоже здесь, в Тарту. Здесь же изобретался знаменитый структурно-семиотический метод изучения литературы и культуры, давший начало Тартуско-московской семиотической школе. Здесь, наконец, учёный обрёл своё личное счастье, женившись в мае 1951 года на своей коллеге Заре Минц, литературоведе, специалисте по изучению творчества Блока и русского символизма. Пара, о которой с трепетом вспоминают студенты Тартуского университета, родила трёх прекрасных сыновей. Михаил Лотман - профессор семиотики и литературоведения, Григорий Лотман – художник, Алексей Лотман – биолог.
Отдельные пара слов – о семиотике. Наука о знаках была изобретена ещё в начале XX века, однако у Лотмана знаковые системы усложнились и с языка перешли на всю сферу культуры. Текст, состоящий из знаковых символов, стал основой анализа культуры в целом. С 1964 года Лотман был редактором научного журнала по семиотике "Труды по знаковым системам", издававшегося при Тартуском университете.
Несмотря на вклад в науку, сделанный Юрием Михайловичем, которым по праву может гордиться наша страна, он не избежал и притеснений. В начале 70-х органы КГБ провели в его квартире обыск по делу диссидентки Натальи Горбаневской, запретили учёному выезжать за рубеж. Тем не менее, заслуженные и за границей титулы нашли его: Юрий Михайлович - член-корреспондент Британской академии наук (1977), член Норвежской академии наук (1987), академик Шведской королевской академии наук (1989). В 1990-е годы Лотман занимался исследованиями жизни и творчества Пушкина, был удостоен премии А. С. Пушкина АН СССР в 1993 году. 28 октября 1993 года Юрий Михайлович скончался и был похоронен на тартусском кладбище Раади.
Известно, что Лотман был мыслителем универсального размаха, размышлял о самых разных сторонах жизни, всегда мог взглянуть на различные явления жизни с новой и неожиданной стороны. "Вечерняя Москва" рассматривает 5 всем привычных явлений в разрезе взглядов Юрия Лотмана:
1. Гений
По Юрию Михайловичу, гений – это не просто романтическое и красивое слово, а довольно точное понятие. Гениальный человек – тот человек, который полностью непредсказуем и возможности которого нельзя очертить. В своей статье "Пушкин притягивает нас, как сама жизнь" Лотман выводит эту формулу по отношению к великому поэту, однако она абсолютно универсальна. Так, у Лотмана приведён отличный пример из набросков романа Л. Толстого о декабристах: "После возвращения из Сибири в Москву одному из декабристов жена говорит замечательные слова: «Я могу предсказать, что сделает наш сын, а вот ты ещё можешь меня удивить". Эта высокая степень непредсказуемости и умение удивлять – ключевое отличие гения от других одарённых людей.
2. Интеллигент
Такой же интересный и неожиданный вывод делает Лотман, размышляя о природе интеллигентности, в своей работе "Культура и интеллигентность". По его мнению, первое, что определяет интеллигентного человека – развитое чувство стыда. В то время как отсутствие интеллигентности подразумевает развитое чувство бесстыдства. Стыд является этическим фактором запрета для интеллигента, тогда как для неинтеллигента таким фактором запрета служит страх. Притом чувство стыда – психологически врождённое и идущее ещё со времён дворянской интеллигенции, "одна из лучших психологических черт, которые были созданы культурой". Дворянская интеллигенция в первую очередь была движима чувством вины – "вины перед теми, кто их кормит, вины перед историей, перед страной, перед самим собой".
3. Стыд
Что же такое стыд, в таком случае? Лотман определяет его как "некое чувство, связанное с этическими запретами". То есть если человек физически может ударить ребёнка или женщину, может пустить сплетню, но не делает этого, поскольку возникает некий запрет (социальный, культурный), здесь речь идёт о психологическом чувстве стыда. Если же, человек не бьёт ребёнка потому, что боится, что рядом окажется милиционер или его ударят ещё больнее – им движет страх. Оба чувства в таком случае являются регулирующими факторами, принадлежат к этическим чувствам, к сфере запретов. Однако страх – принудительный, внешний запрет, а стыд - это добровольный запрет, самоналагаемый изнутри. "Стыд - это чувство свободного человека, а страх - это чувство раба".
4. Дурак и умный
По Лотману, "… первое свойство глупого человека - он считает себя умным; первое свойство умного человека - понимать ограниченность своего ума". Если представить, что умный и глупый человек сталкиваются с чем-то им непонятным – скажем, явлением культуры или творчества, то культурный человек заинтересуется, даже не понимая значения явления, так как признаёт, что его ум имеет некие границы, а что-либо выходящее за них – не есть враждебное. Некультурный человек обозлится, раздражится, так как непоколебимо верит в свои культурность и ум, как все упёртые глупцы. Такое интересное наблюдение содержится в статье Лотмана "Мы живём потому, что мы разные": "Он [глупец] читает великого поэта и не понимает его величия. И он злится на него, и он говорит, что это обман, что всё это только для того, чтобы людей надувать, а самому, не работая, пожрать. Или же он сталкивается с идеей, слишком трудной для его понимания. "Как это я не понимаю, что я, дурак, что ли? " Умный человек скажет: "Да, я дурак. Мне ещё учиться и учиться". А глупый человек: "Нет, я умён. И это меня обманывают... " Глупый человек - он вообще пуглив".
5. Учёный
Очень часто в разговорах об учёных используют фразу "оставить след в науке". Однако эта фраза не всегда применима к истинным учёным. В своих интервью Юрий Лотман неоднократно говорил, что оставленный след в науке не может быть главным побуждением учёного. "История науки знает много случаев, когда учёные из соображений успеха в поисках истины или из этических соображений жертвовали возможностью связать то или иное открытие со своим именем. Известный лингвист академик А. Шахматов, человек не только гениальной одарённости, но и высокой нравственности, не стал печатать одну из своих статей, узнав, что один из его учеников написал на ту же тему книгу. Он сознательно уступил приоритет открытия молодому учёному. В науке есть свои "могилы неизвестного солдата", и у настоящего учёного они вызывают не меньшее уважение, чем самые блестящие имена". Таким образом, настоящим учёным всегда движет не желание решить неразрешимую доселе задачу, чтобы внести след в историю, а в первую очередь желание открыть истину. И процесс поиска этой истины может не иметь конечного результата: настоящие учёные осознают многовековую неразрешимость некоторых научных задач. И, начиная процесс исследования, добровольно отдают себя делу, возможно не имеющему конечного результата. Их воодушевляет "любовь к истине".