Кардинал, пират и писатель: 5 звёздных ролей Александра Трофимова
Вся творческая жизнь Трофимова неразрывно связана с Театром на Таганке. Именно сюда он пришел в 1974 году, окончив Щукинское училище, и здесь он служит по сей день.
Впервые на театральные подмостки он вышел ещё в 17 лет. Это была сцена клуба Краснознаменной военной академии бронетанковых войск имени маршала Малиновского. Правда, "выход" этот был не актёрский – в тот день Александр был техником сцены. Уже спустя два года будущий актёр возглавил любительскую театральную студию при шелкопрядильном комбинате. А дальше и была "Щука".
Александр Трофимов – актёр прежде всего театральный. Его кинобиография насчитывает не так много картин, но чуть ли не каждая из них зато осталась в зрительской памяти. Отпечаталась настолько ярко, что и сегодня фильмы "Три мушкётера", "Маленькие трагедии", "Мёртвые души", "Питер Пэн" вспоминаются не в последнюю очередь именно благодаря Трофимову.
Его героев – столь разных в кино и на сцене – всегда роднило одно: невероятная искренность и страстность самого актёра. В нем соединяется, казалось бы, несоединимое – внешний демонизм и внутренний свет. Две ипостаси, сталкивающиеся в любом из созданных и образов – будь то кардинал Ришелье, пират Джеймс Крюк, Ясон или Стрельников.
И в театре, и в кино актёру повезло найти "своего" режиссёра, угадавшего эту артистическую и личностную двойственность. В кино им был Михаил Швейцер, вместе с которым Трофимов создал на экране несколько уникальных образов (в том числе Николая Гоголя и пушкинского Вальсингама). В театре – Юрий Любимов, подаривший актёру возможность прикоснуться к самому высокому и доверивший именно ему роль Иешуа в своем легендарном спектакле "Мастер и Маргарита". Роль, в которой актёр до сих пор выходит на сцену "Таганки".
"Вечерняя Москва" вспоминает самые яркие образы, воплощённые Александром Алексеевичем в кино.
Кардинал Ришелье, "Д’Артаньян и три мушкётера" (режиссёр - Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1978)
Умный и элегантный – таким предстает перед телезрителем кардинал Ришелье в исполнении Трофимова. В противовес роману Дюма, его Ришелье не столько интриган, сколько (и это соответствует реальной истории) прозорливый политик. Но он ещё и романтик, сражённый неуместной и безответной любовью к своей королеве. Именно эта его двойственность, не свойственная куда более одноплановому "злодею" из книги, делает его настолько привлекательным для нескольких поколений зрителей.
Вальсингам, "Маленькие трагедии" (режиссёр - Михаил Швейцер, 1979)
Трофимов трижды встречался на съёмочной площадке с режиссёром Михаилом Швейцером и каждый раз в результате такой встречи рождался шедевр. Первый из них – роль Преседательствующего из пушкинского "Пира во время чумы". В своём Вальсингаме Трофимову удалось воплотить страстность и отчаянность певца чумы – то самое состояние "бездны мрачной на краю". В его Вальсингаме в отблеске пламени факелов проступали едва ли не демонические черты - именно таким видели актёр и режиссер своего героя.
Брат Лоренцо, "Ромео и Джульетта" (режиссёр - Анатолий Эфрос, 1983)
Телеспектакль Эфроса - очень сдержанный и размеренный. Здесь в чести не страсть, но тихая нежная любовь, оказавшаяся в заложниках у обстоятельств. И как же на этом фоне выделяется брат Лоренцо! Он здесь не просто "монах-помощник". Он – человек, некогда на самом себе испытавший игру страстей и в попытке укротить их скрывшийся в монастыре. В монологах этого Лоренцо смешиваются боль, гнев и любовь, заставляющие юных героев совсем по-иному оценить и собственные чувства.
Гоголь, "Мёртвые души" (режиссёр - Михаил Швейцер, 1984)
В этой версии "Мёртвых душ" главным героем стал вовсе не Чичиков (обаятельнейший Александр Калягин), а сам Николай Васильевич Гоголь. Эту роль режиссёр доверил Трофимову, обладающему уникальной способностью "присваивать" не только героев литературных произведений, но и реальных исторических персонажей. Его странный, ироничный, закутанный в шаль Гоголь при казался человеком, пришедшим из небытия. Актёр сумел соединить несоединимое – две сущности этого ускользающего от биографов писателя: лукавого и язвительного насмешника и чистого, но непримиримого пророка.
Капитан Крюк, "Питер Пэн" (режиссёр - Леонид Нечаев, 1987)
Появление демонической, двойственной актёрской природы в детском фильме было неожиданным, но Леонид Нечаев, пригласивший Трофимова на роль капитана Крюка, явно не прогадал. Герой получился ярким и остро врезающимся в память. Совершенно гофмановский персонаж – злодей романтического толка. Временами даже ужас охватывает от того, насколько он инфернален, но в то же время он умеет быть и классическим "злюкой" из волшебной сказки.