Кардинал, пират и писатель: 5 звёздных ролей Александра Трофимова

Развлечения
18 марта 1952 года родился Народный артист России Александр Трофимов.

Вся творческая жизнь Трофимова неразрывно связана с Театром на Таганке. Именно сюда он пришел в 1974 году, окончив Щукинское училище, и здесь он служит по сей день.

Впервые на театральные подмостки он вышел ещё в 17 лет. Это была сцена клуба Краснознаменной военной академии бронетанковых войск имени маршала Малиновского. Правда, "выход" этот был не актёрский – в тот день Александр был техником сцены. Уже спустя два года будущий актёр возглавил любительскую театральную студию при шелкопрядильном комбинате. А дальше и была "Щука".

Александр Трофимов – актёр прежде всего театральный. Его кинобиография насчитывает не так много картин, но чуть ли не каждая из них зато осталась в зрительской памяти. Отпечаталась настолько ярко, что и сегодня фильмы "Три мушкётера", "Маленькие трагедии", "Мёртвые души", "Питер Пэн" вспоминаются не в последнюю очередь именно благодаря Трофимову.

Его героев – столь разных в кино и на сцене – всегда роднило одно: невероятная искренность и страстность самого актёра. В нем соединяется, казалось бы, несоединимое – внешний демонизм и внутренний свет. Две ипостаси, сталкивающиеся в любом из созданных и образов – будь то кардинал Ришелье, пират Джеймс Крюк, Ясон или Стрельников.

И в театре, и в кино актёру повезло найти "своего" режиссёра, угадавшего эту артистическую и личностную двойственность. В кино им был Михаил Швейцер, вместе с которым Трофимов создал на экране несколько уникальных образов (в том числе Николая Гоголя и пушкинского Вальсингама). В театре – Юрий Любимов, подаривший актёру возможность прикоснуться к самому высокому и доверивший именно ему роль Иешуа в своем легендарном спектакле "Мастер и Маргарита". Роль, в которой актёр до сих пор выходит на сцену "Таганки".

"Вечерняя Москва" вспоминает самые яркие образы, воплощённые Александром Алексеевичем в кино.

Кардинал Ришелье, "Д’Артаньян и три мушкётера" (режиссёр - Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1978)

Умный и элегантный – таким предстает перед телезрителем кардинал Ришелье в исполнении Трофимова. В противовес роману Дюма, его Ришелье не столько интриган, сколько (и это соответствует реальной истории) прозорливый политик. Но он ещё и романтик, сражённый неуместной и безответной любовью к своей королеве. Именно эта его двойственность, не свойственная куда более одноплановому "злодею" из книги, делает его настолько привлекательным для нескольких поколений зрителей.

Вот уже долгие годы Трофимов является одним из ведущих актёров Театра на Таганке / Фото: kino-teatr.ru

Вальсингам, "Маленькие трагедии" (режиссёр - Михаил Швейцер, 1979)

Трофимов трижды встречался на съёмочной площадке с режиссёром Михаилом Швейцером и каждый раз в результате такой встречи рождался шедевр. Первый из них – роль Преседательствующего из пушкинского "Пира во время чумы". В своём Вальсингаме Трофимову удалось воплотить страстность и отчаянность певца чумы – то самое состояние "бездны мрачной на краю". В его Вальсингаме в отблеске пламени факелов проступали едва ли не демонические черты - именно таким видели актёр и режиссер своего героя.

Фото: kino-teatr.ru

Брат Лоренцо, "Ромео и Джульетта" (режиссёр - Анатолий Эфрос, 1983)

Телеспектакль Эфроса - очень сдержанный и размеренный. Здесь в чести не страсть, но тихая нежная любовь, оказавшаяся в заложниках у обстоятельств. И как же на этом фоне выделяется брат Лоренцо! Он здесь не просто "монах-помощник". Он – человек, некогда на самом себе испытавший игру страстей и в попытке укротить их скрывшийся в монастыре. В монологах этого Лоренцо смешиваются боль, гнев и любовь, заставляющие юных героев совсем по-иному оценить и собственные чувства.

Фото: kino-teatr.ru

Гоголь, "Мёртвые души" (режиссёр - Михаил Швейцер, 1984)

В этой версии "Мёртвых душ" главным героем стал вовсе не Чичиков (обаятельнейший Александр Калягин), а сам Николай Васильевич Гоголь. Эту роль режиссёр доверил Трофимову, обладающему уникальной способностью "присваивать" не только героев литературных произведений, но и реальных исторических персонажей. Его странный, ироничный, закутанный в шаль Гоголь при казался человеком, пришедшим из небытия. Актёр сумел соединить несоединимое – две сущности этого ускользающего от биографов писателя: лукавого и язвительного насмешника и чистого, но непримиримого пророка.

Фото: kino-teatr.ru

Капитан Крюк, "Питер Пэн" (режиссёр - Леонид Нечаев, 1987)

Появление демонической, двойственной актёрской природы в детском фильме было неожиданным, но Леонид Нечаев, пригласивший Трофимова на роль капитана Крюка, явно не прогадал. Герой получился ярким и остро врезающимся в память. Совершенно гофмановский персонаж – злодей романтического толка. Временами даже ужас охватывает от того, насколько он инфернален, но в то же время он умеет быть и классическим "злюкой" из волшебной сказки.

Фото: kino-teatr.ru

amp-next-page separator