Нелегкий путь к славе — через крапиву

Развлечения
Принять и понять творения молодых художников сложно. Но отмахнуться от них как от чего-то вредного — самое простое и не всегда верное решение. Причудливые идеи существовали всегда. На заре прошлого века художники тоже рисовали на щеках цветы и лошадок. Ходили по Кузнецкому мосту с ложками, мечтали, что когда-нибудь люди будут расплачиваться друг с другом не деньгами, а ударами сердца...

Озеленять города при помощи сорняков... Выстроить за полярным кругом сеть компьютерных центров, чтобы топить лед теплом серверов, создать «парки городской фауны» и заселить их животными, для которых город стал естественной средой...

Это далеко не все замечательные идеи модного художника Алексея Булдакова.

Возможность познакомиться с деятелями искусства дает Галерея на Солянке. По понедельникам здесь работает школа для тех, кто хочет стать модным художником.

— Прошлым летом я выполнял заказ, — продолжает удивлять Алексей. — Возле одного кафе мы украсили канаву настоящей крапивой...

Он щелкает кнопкой мыши, и на экране возникает молодой человек в абсолютно белых парусиновых брюках, засыпающий канаву в асфальте коричневой смесью.

— Вы правы, это навоз, — ликует художник, — причем двухлетней выдержки. Из него крапива так и прет.

Я хочу озеленять город при помощи сорняков...

Еще один клик мыши и еще один сумасшедший проект: куски изогнутой арматуры, торчащие из земли.

Художник объясняет, что это насесты для голубей.

— Их форма подобрана с тем учетом, чтобы через несколько недель на земле можно было прочесть цифру 99%, — объясняет Будаков. — Этот монумент я хочу установить в парке Горького.

Его идеи, рожденные строчками «когда б вы знали, из какого сора», кажутся вполне в духе авангардистов. Но авангард закончился. Современное искусство, образованное синтезом всех искусств, теперь называется «контемпорари арт».

Впрочем, свой манифест (а ведь у каждого молодого художника должен быть манифест) Булдаков формулирует здраво: художники должны помочь человеку не бежать от действительности, а чувствовать себя в ней хорошо. Даже среди домов, фабрик, дымящих труб и однообразной работы. Даже на скучной менеджерской работе по перекладыванию бумажек.

Впрочем, как в этом может помочь крапива и насесты для голубей — все равно не совсем понятно.

Энциклопедия спасла всех

Готовится к выходу третий том «Энциклопедии русского авангарда».

Коллектив из двухсот авторов, среди которых — искусствовед Василий Ракитин, — посвятил работе над книгой двадцать лет.

Чтобы найти забытых и неизвестных деятелей авангарда, пришлось совершить множество экспедиций в государственные и домашние архивы, а также художественные музеи сорока городов.

По собственному признанию, авторам удалось «спасти всех, кто дал хоть какой-то знак».

Московский дневник Ивана Разумова и Пера Дюбвига

На Полянке столкнули лбами русского и норвежца. В ближайший четверг галерея Iragui, продвигающая работы современных русских художников, открывает выставку «Московские дневники, или Москва наизнанку».

Своим видением действительности поделились коренной москвич Иван Разумов и гость столицы норвежец Пер Дюбвиг. Пока Иван с радостью предается рисованию скетчей, Пер скорбит о наступлении цифрового века.

Манеж открывает цикл лекций, практик и сессий

Узнать, почему Наталья Гончарова считается самой дорогостоящей художницей, и понять, почему наш авангард так ценят, можно будет в субботу в Манеже. При участии зарубежных искусствоведов здесь пройдет сессия «Русский авангард на Западе». Прийти и послушать может любой, ведь сессия проводится в рамках только что открытой образовательной программы.

Майский жук приполз к хозяину с деньгами

Илья Кабаков возглавил рейтинг «Пятьдесят самых дорогих российских художников», составленный изданием The Art Newspaper Russia. Среди ныне живущих работников кисти восьмидесятилетний переосмыслитель разнообразного хлама, оставшегося с советских времен, может похвастаться самой дорого проданной работой.

Его «Жук» ушел с молотка шесть лет назад за почти 6 миллионов долларов. Работа представляла собой нарисованного на фанерке майского жука, поверх которого белыми буквами написано стихотворение: Я в траве нашел жука. /Черный жук, блестящий. /Для коллекции моей Самый подходящий...

Замыкает список идеолог творческого движения «митьков» Владимир Шинкарев. Самая дорогая работа Шинкарева — мрачный пейзаж «Площадь Ленина» — принесла художнику в сто раз меньше, чем «Жук» Кабакову.

Составители «топа» отмечают, что в последнее время на аукционах растет спрос на работы именно живых художников. Оно понятно: после смерти их работы взлетают в цене до небес.

Современная «живопись вне себя»

Анатолий Осмоловский, художник, лауреат премии Кандинского:

С некоторых пор живопись начали активно хоронить. Этот процесс продолжается по сей день. Но несмотря на это, она не умерла, а в западной культуре и вовсе продолжает развиваться. Что бы ни говорили, живопись не исчезнет. Ведь чем больше цифровые технологии будут входить в нашу жизнь, тем больше будут цениться те виды искусства, которые неподвластны «цифре».

Но при этом надо понимать, что современная живопись должна быть другой.

Какой же? На этот счет существуют разные точки зрения.

Одни говорят, что нужно исключить пространство из полотна. Другие — вроде представителей лейпцигской школы — наоборот, внедряют как можно больше пространства.

Я наблюдаю за существующими тенденциями. Одна из этих тенденций была представлена на выставке «Живопись расширения», которая на днях закончила работу в Музее Москвы. На выставке было показано, как живопись расползается в другие жанры.

И если анализировать, чем эта, новая живопись отличается от старой, то легко заметить общие принципы.

Изменились требования к композиции. Если в классической картине было важно, чтобы композиция была крепко сбита, то современная живопись этого не требует. Совершенно неважно, где граница полотна и гармонично ли расположены цветовые массы. Теперь композиция разваливается или не вписывается в холст.

Например, Платон Петров закрашивает торцы картин.

У Николая Сапрыкина картина распространяется на разные предметы, окружающие пространство, Ваня Новиков разрисовывает листья комнатных цветов пигментом...

Еще бросается в глаза то, что в живопись пришла телесность. Я имею в виду не изображение человеческих тел, а связь работы и тела. Например, художник Лена Ковылина изобразила на картине свой перфоманс, который еще не был осуществлен.

Все это называется расширением живописи или «живописью вне себя».

Мне кажется, что разумным продолжением этой тенденции было бы расширить живопись до такой степени, чтобы захватить телевидение. Пусть там выступают не надоевшие всем персонажи, а современные художники, обсуждающие принципы расширения живописи.

АВТОРЫ МАТЕРИАЛА

Евгения Коробкова, специальный корреспондент «ВМ», студентка Школы современного искусства Елены Ковылиной «PyrFyr».

Ирина Макарова, внештатный корреспондент «ВМ», философ, специалист по русскому авангарду, исследующий оптимизм в творчестве Хлебникова

amp-next-page separator