Канн-2014: Игры, в которые играют мужчины
Турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан, которого считают главным соперником Андрея Звягинцева в конкурсной программе, представил прессе и публике свой фильм «Зимний сон». Это трехчасовой паззл, составленный, по признанию самого режиссера, по мотивам произведений Чехова, Шекспира, Достоевского и Вольтера. Действие происходит в деревенской гостинице, целом поместье, затерянном где-то на просторах Каппадокии. Его хозяин – пожилой красавец, несостоявший когда-то как актер, но вполне состоятельный владелец недвижимости, много лет собирается написать «Историю турецкого театра». Сложные отношения с соседями, друзьями, сестрой и молодой красавицей-женой тонут в бесконечных разговорах, которые рифмуются с бескрайними зимними пейзажами. Все смешалось на постоялом дворе: тут и музыка Шуберта, и споры о чести и достоинстве, и брошенные в камин деньги, и ноутбук с логотипом в виде надкушенного яблока.
История мужчины на грани нервного срыва, сыгранная тонко, точно и меланхолично, в фестивальном расписании соседствует с бразильским фильмом «Дикие истории». Джунгли современных мегаполисов дают не меньше поводов для того, чтобы сорваться: от душевных ран, разбираться в которых научил доктор Фрейд, до всевластия бюрократии, - но на экране разыгрываются макабрические новеллы, где стремление к мести, алчность и измена будут жестоко наказаны. Только любовь дает последний шанс спасти этот безумный мир, - считает аргентинский режиссер Дамиан Шифрон, фильм которого продюсировал Педро Альмодовар.
Совсем другая мужская история – документальный фильм «Красная армия» американского режиссера Гейба Польски. Это полуторочасовой портрет великого хоккеиста Вячеслава Фетисова на фоне четырех последних десятилетий российской истории, с интервью его товарищей по команде, ностальгическими документальными кадрами и комментариями Владимира Познера. Зал на вечернем показе встретил главного героя овацией. Звезда хоккея в фильме получился харизматичным, как звезда Голливуда.
Возможно, каннский дебют будет иметь продолжение – вот и знаменитый футболист Эрик Кантона, дебютировавший несколько лет назад у Кена Лоуча в фильме «В поисках Эрика» в этом году представляет в Канне фильм датского режиссера Кристиана Левринга «Спасение». Это вестерн – фильм про настоящих мужчин, и главную роль в нем играет Мадс Миккельсен, утверждающий, что вестерн не знает границ.
Мадс Миккельсен: Когда в 70-е годы, когда мы смотрели вестерны, мы мечтали быть не ковбоями, а индейцами. Наши симпатии были политкорректными. Вообще я больше люблю фильмы про восточные боевые искусства – Брюса Ли, например. Но этот жанр тоже перекликается с вестерном: там есть хорошие герои, есть негодяи и есть кто-то один, кто восстановит справедливость. И я уверен, что европейцы тоже имеют право делать вестерны. В конце концов, население Америки – это переселенцы из Европы: туда же приехали и французы, и швейцарцы, и датчане.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Канны-2014: Женский взгляд
Золотая пальмовая ветка Каннского фестиваля, наряду с Оскаром, - одна из главных кинематографических наград года.
К азарту привычной интриги в этот раз году добавляется и чувство национальной гордости: в конкурсе фильм из России «Левиафан» Андрея Звягинцева.
Разглядывая фестивальную программу как шахматную доску, старожилы делают ставки. Учитывается все: и количество (или отсутствие) каннских наград у соперников, и дата показа (запоминается последнее).
В каннской партии выбор победителя отчасти программируется организаторами, определяющими как состав фильмов, так и состав жюри. При этом особая роль отводится его председателю, обладающего, согласно регламенту, двумя голосами. В этом году жюри возглавляет австралийка Джейн Кэмпион - единственная женщина-режиссер, удостоенная Золотой пальмовой ветви (за фильм «Пианино») (далее...).