Прощай, «Мамочка»! Памяти Александра Кавалерова
В небольшой, по сути дела, второстепенной роли, Александру Кавалерову удалось каким-то непостижимым образом выразить те черты русского национального характера, которые на протяжении вековой истории и составляют его главную особенность. Это безудержное, безрассудное стремление к вольнице, неумение и нежелание играть по общепринятым правилам, стремление идти наперекор жизненным обстоятельствам, зачастую в ущерб самому себе. Его Мамочка был «белой вороной» в стае шкидовцев, волчонком, которого невозможно приручить ни пайкой хлеба, ни теплым углом. Он был сам по себе: пришел ни от куда и ушел в никуда.
Про Кавалерова заговорили в прессе, к нему подходили на улице за автографом, зрители на творческих встречах признавались ему в любви. Все это было очень приятно. Казалось, после такого оглушительного успеха перед молодым, начинающим артистом распахнутся двери лучших киностудий. Киношники заметят и оценят юное дарование, и у него не будет отбоя от приглашений сниматься в кино. Ничего этого не произошло. Александр Кавалеров изредка мелькал на экране в эпизодах и ролях второго плана, играя, в основном, озорных, неунывающих, но малосимпатичных подростков. С возрастом слава его поубавилась, а затем и вовсе сошла на нет.
[OBJ=Песня из фильма "Мужской разговор"]
Самое страшное, что может быть в жизни артиста - это свободное время. Как бы там не было трудно, просыпаться каждое утро, бежать с одной репетиции на другую, учить роль, играть в самых тяжелых, порой невыносимых, условиях - все равно это счастье для артиста. Если же телефон молчит, значит, артисту больше нечем заняться. На долгих десять лет Александр Кавалеров исчез с экрана, отошел от профессии, потерял интерес к жизни. Чем заполняют образовавшийся вакуум безработные артисты хорошо известно. Не каждый способен сменить профессию или увлечься коллекционированием марок. Обычно, все кончается чередой браков и разводов и устойчивой склонностью к дегустации и сравнительному анализу вин и более крепких напитков. Все это, увы, было и в его жизни. Помню его на кинофестивале в Гатчине. Он производил впечатление человека, к которому трудно подступиться. На самом деле такая недоступность - это оборотная сторона ранимости и уязвимости.
И все же надо отдать ему должное - Александр Кавалеров после долгого перерыва сумел вернуться в профессию. Работал актером театра эстрады "Бенефис", выступал на фестивалях, в сборных концертах с неизменной гитарой в руках, пел песни. Он снялся в фильмах "Пустельга", "Тараканьи бега", в сериалах "Улиц разбитых фонарей", "Трое против всех". Но повторить свой звездный дебют он и не смог. В памяти зрителей он так и остался шкидовским «Мамочкой», актером одной роли. И в этом нет его вины. При этом есть множество талантливых актеров, в творческой биографии которых не оказалось и такой, пусть единственной, но «судьбоносной» роли.
ПАМЯТЬ
Андрей Анпилов, бард:
- Сашу я с начала 70-х помню в Москве, в парке Горького в «Кирпичах» пиво пили. (Он в «И это все о нем» снимался, вторым режиссером Ермилов был, зять Лешки Остроминогова, и к нам прибивался время от времени.) Мамочка, как мы его все называли, воодушевленно рассказывал, как Пельтцер его подбадривала – ты ж актер! редкий, новый Петя Алейников! играть тебе не переиграть! плюнь ты на диплом и т.д. (У Пельтцер и у самой актерского образования не было, органика была звериная, у маленького Саши то же самое было – проламывающее обаяние и угловатая естественность...)
Потом в 90-х он возник в передаче «Гнездо глухаря». Песни какого-то Зайцева пел, смешные довольно. Про какую-то Люсю и медаль. Живой, веселый, непутевый. Всех непутевее, кого встречал, всё прощалось за душевную легкость. Занял полтинник на то же пиво, а я и рад, лишь бы в радость, и больше бы занял с радостью и благодарностью, было за что.
Юрий Гальцев, актер:
- Я буквально только что узнал о смерти моего давнего друга Саши Кавалерова. Царствие ему небесное! - поделился с "ВМ" актер Юрий Гальцев. - Если бы вы знали, сколько лет мы с ним знакомы, кажется, вечность. Вспоминаются наши гастроли. Мы с ним вдвоем гастролировали в Тобольске, эти были одни из самых запоминающихся гастролей, потому что на сцене мы были с ним только вдвоем и публика просто млела от его игры и импровизаций. Он был моим другом и считал меня своим другом. Это очень ценно для меня.Это был добрейшей души человек, который бился не только за себя, но и за других. Он посещал практически все мои премьеры в театре, где бывали Марина Влади, Костя Райкин и Мамонов. Кстати, с Петром Мамоновым меня познакомил именно Кавалеров. У него был нюх на хороших и талантливых людей. Это был открытой души человек. Открою вам секрет: все его девушки, которые впоследствии становились его женами, любили его безумно. Была в нем какая-то магическая притягательность, которая магнитом манила к нему женщин. (читайте далее...)
Виктор Бычков, актер:
- Я познакомился с ним в Пицунде, на съемках фильма «Игра» Бориса Галкина. Мы снимали его в разгар грузино - абхазского конфликта. Это были 90-е годы. В фильме снимались Витя Перевалов и Саша Кавалеров. Для меня они были старшие товарищи, хоть разница между нами была всего-то 3-4 года. Но я видел их на экране еще будучи молодым. Слово «звезда» совершенно не подходила по отношению к ним, это были простые люди. Они говорили о житейском, о том, как беспутно проводили время, что надо было бы раньше бросить пить. Ведь оба они не раз бросали пить, но потом снова брались за старое. Перевалов рано ушел из жизни, Сашка еще держался.
Можно рассуждать, почему у Кавалерова было много браков, харизматичный он был или нет. Он как соловей, совращал женщин песнями. Они его любили, и он как горячий человек, соглашался сразу оформлять отношения в семейные. Женщины ведь имеют свойства ошибаться, а Кавалеров воспринимал все всерьез. Его жены уходили от него со скандалами и словами: «Извини, я ошиблась в тебе», а он терзал себя долго. (читайте далее...)