Татьяна Пельтцер: полпред своего поколения

Развлечения
16 июля 1992 года в возрасте 88 лет ушла из жизни любимица публики, Народная артистка РСФСР Татьяна Ивановна Пельтцер.

"Настоящая, сильная любовь народа к артисту – очень редкое явление. На мой взгляд, она возникает только в одном случае, если артист представляет некий социальный пласт нашего общества. Татьяну Ивановну любили как женщину, победившую свою старость, время, скуку. Она представляла всех, кто не сидел дома, не болел, не жаловался на судьбу, а продолжал активно жить, бороться", - писал о ней Марк Захаров.

Невероятную популярность и любовь зрителей многие её коллеги объясняют отношением к актрисе как к родному человеку - матери, бабушке. Незнакомые люди часто подходили к Татьяне Ивановне на улице, чтобы просто поблагодарить. Она была неизменной любимицей театралов, к ней относились даже более восторженно, чем к Евгению Павловичу Леонову. Пельтцер стала некоторым символом старшего поколения, прошедшего войну, испытавшего невзгоды, но сохранившего жажду жизни и любовь к людям. Актриса сыграла более полусотни ролей в кино, десятки ролей в театре, она очень хорошо известна всем жителям постсоветского пространства и стран СНГ. Но этот успех пришёл к ней лишь в возрасте 49 лет, хотя впервые на сцену она вышла, когда ей исполнилось всего девять.

Татьяна Ивановна Пельтцер родилась 6 июня 1904 года в Москве. По отцовской линии семья происходила из российских немцев. Отец - Иоганн Робертович - был актёром, мать - дочерью казённого раввина Киева. Первые уроки актёрского мастерства она получила от своего отца, который был прекрасным преподавателем и до революции имел свою маленькую театральную школу. Первую роль она сыграла в спектакле "Камо грядеши" по Генрику Сенкевичу. За следующую актёрскую работу - в "Дворянском гнезде" - она получила первый гонорар. В 11 лет она уже играла роль Серёжи в спектакле "Анна Каренина". В конце 1920-х годов она познакомилась с Гансом Тейблером - немецким коммунистом и философом, который проходил курсы в Москве. Они зарегистрировали брак и через три года уехали в Германию. Там её артистическая карьера прервалась, она устроилась работать машинисткой в торговое представительство Советского Союза. Но вскоре последовал развод, после которого Пельтцер в 1931 году вернулась на родину. Не смотря на это, бывшие супруги сохранили дружеские отношения и долгое время состояли в переписке. По возвращении в Россию Пельтцер сразу же поступила на службу в театр, однако в 1934 году её уволили и она осталась практически без средств к существованию.

За свою жизнь Татьяна Ивановна овладела самыми разными профессиями, работала машинисткой, секретарём и даже акушеркой. По случайному совпадению Татьяна Пельтцер принимала роды у Марии Владимировны Мироновой: именно она приняла Андрея Миронова, который её обожал. В 1938 году Пельтцер удалось поступить в театр Сатиры, это стало началом её успеха. В 1940 году актриса перешла в Театр Миниатюр и проработала там семь лет. На эту сцену она выходила в блестящей компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера, Натальи Нурм и Юрия Хржановского. Было весело и сложно - новый жанр и рядом такие звёзды. Но именно в это время она начала сниматься в кино. Дебютом стала маленькая роль в сатирической комедии "Свадьба" (1943) с Эрастом Гариным и Фаиной Раневской, затем снялась в ленте "Она защищает Родину". Первую свою большую роль, Плаксину в военной мелодраме "Простые люди" Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году, но фильм отправился "на полку", где пребывал 11 лет - на экраны он вышел лишь в 1956 году.

В 1947 году Пельтцер вновь перешла в Московский театр Сатиры, который стал главным театром её жизни. Она играла в спектаклях с блистательными мастерами сатирического цеха. В своей "бенефисной" роли в спектакле "Проснись и пой" Татьяна Ивановна пела, танцевала, взлетала по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, а ведь ей уже было под 70. Великолепно она играла Марселину в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Среди множества сыгранных в Театре Сатиры ролей - главная роль в спектакле "Мамаша Кураж и её дети". Роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле "Свадьба с приданым" принес ей настоящую славу. В 1953 году его сняли на пленку и выпустили на экраны кинотеатров страны. Ещё больший успех принесли ей роли в комедиях "Максим Перепелица" и "Солдат Иван Бровкин" (1955). После этих кинолент Пельтцер окрестили "матерью русского солдата" и присвоили звание заслуженной артистки.

Пельтцер была не просто одарённой актрисой, она обладала феноменальным чувством правды, знала цену высокой комедии, доходила до немыслимого гротеска, но при этом никогда не фальшивила. Себя она называла "счастливой старухой". В этом была правда: в 75 лет, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Как-то у актрисы Ольги Аросевой спросили: "Какой была Татьяна Ивановна в молодости?". И та ответила: "Да она молодой никогда и не была. Какая сейчас - такая была всегда". Снималась Пельтцер много, говорила, что иначе её забудут и она "умрёт с голоду". Она играла мам, бабушек, учительниц, уборщиц, медицинских сестёр и просто соседок - так заразительно, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перетягивая на себя внимание зрителя. Всего на её счету более 150 кинолент.

В одном из интервью Пельтцер сказала: "В кино, что такое настоящая режиссура, я поняла, поработав с Григорием Михайловичем Козинцевым. Его ассистентка, видевшая меня в театре, уговорила вызвать меня в Ленинград на пробу в фильме "Простые люди". Козинцев ставил его вместе с Траубергом. Помню, приехала я на студию, стою в бюро пропусков, вахтёрша меня этак взглядом смерила: "И чего, мол, такое из Москвы в Ленинград возят..." Козинцев мне потом говорил: "Если бы вы знали, какая у вас была отвратительная проба!"… Я в первый раз на съёмках поняла, как надо жить по режиссёрскому рисунку".

После ухода режиссёра Марка Захарова из театра Сатиры в Театр Ленинского комсомола, Татьяне Ивановне стало сложно работать, обострились отношения с главным режиссёром театра Валентином Плучеком. Однажды, во время репетиции "Горе от ума", она встала и ушла насовсем, перейдя вслед за Захаровым в Ленком. С Марком Захаровым её связывала многолетняя дружба. Ещё в середине 1960-х Плучек пригласил его в театр, тогда молодого, никому неизвестного режиссёра. Когда Захаров объяснил труппе замысел своего спектакля "Доходное место", в зале раздался громкий голос Пельтцер: "Ну что это такое! Когда человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссуру…" Но спектакль у Захарова получился гениальный, и связал Пельтцер и Захарова на долгие годы совместной работы. Режиссёр вспоминал: "Случалось, она говорила мне такие вещи, на которые я не мог найти ответа – терялся. Например, когда я долго репетировал, она заглядывала к нам и вслух говорила: "Запомните, Марк Анатольевич, что ещё ни один спектакль от репетиций лучше не становился". А ведь знала, что говорила, ибо актёрский опыт у Татьяны Ивановны был грандиозный – с шести лет на сцене".

В "Ленкоме" Пельтцер играла в 11 постановках: "Три девушки в голубом", "Хория", "Диктатура совести", "Мудрец" и другие. Особенным успехом пользовалась "Поминальная молитва", в которой Татьяна Ивановна выходила на сцену вместе с Александром Абдуловым. Их дружба была пронзительная, фантастическая. Бывало, что она забывала слова во время спектакля и Абдулов помогал ей глазами, жестами, у них был контакт на очень тонком уровне. Он же являлся её неизменным партнёром в игре в преферанс, в котором Пелтцер, по словам её друзей, была королевой и очень темпераментным игроком. Она была готова играть всегда, даже на последние деньги, но очень строго подходила к выбору партнёра по игре, такой чести удостаивались только уважаемые ею люди, среди них была и Ольга Аросева. У себя дома Татьяна Ивановна устраивала настоящие игральные вечера, которые нередко заканчивались на рассвете.

Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер / Фото: Архив «ВМ»

У Пельтцер был довольно сложный характер. Коллеги вспоминают, что она просто не могла выйти на сцену, чтобы ни с кем не поругаться, она находила любой повод и кричала даже на саму себя. Многие её не любили за прямолинейность. Однажды актёр Борис Новиков после одного такого публичного её выступления воскликнул: "А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!". И в этом есть своя правда: Пельтцер была не только любимой народной актрисой, она была и осталась полномочным представителем своего поколения.

amp-next-page separator