Александр Дюма-отец: великий комбинатор

Развлечения
24 июля 1802 года в коммуне Виллер-Коттере неподалеку от Парижа родился классик французской литературы Александр Дюма (отец).

В метрике его полное имя было записано как Александр Дюма Дави де Пайетери. По отцу он происходил из дворянского рода - дедом был маркиз Антуан Дави де Пайетери, женившийся на чернокожей рабыне с вест-индского острова Санто-Доминго. Отец Дюма, Тома-Александр Дюма, был генералом наполеоновской армии. Уже в 20 лет Дюма отправился покорять Париж. Успеха он добился благодаря своей поистине невероятной творческой плодовитости - из-под его пера выходили пьесы, романы, путевые записки, детские повести, и даже стихи, он сотрудничал во множестве журналов, для которых еженедельно писал статьи и обзоры.

Всего за свою жизнь Александр Дюма, работая в среднем по 14-18 часов в сутки, издал более 500 произведений (301 том) самых разнообразных жанров. Он также написал одну из самых популярных в мире кулинарных книг - "Большой кулинарный словарь". Как он работал? По воспоминаниям современников, "в одном жилете, летом и зимой, утром и вечером, потный, задыхающийся, дымящий, как вулкан во время извержения, он работал ночь и день на краешке стола, среди шума, без конца прерываемый гостями, никогда не отказывая им в приеме, разговаривая с ними, а затем, когда они уходили, снова принимаясь за начатую страницу, сцену пьесы или главу романа".

Сегодня Александра Дюма знают почти все, даже те, кто не прочитал ни строчки из произведений романиста - благодаря огромному количеству фильмов и сериалов, по ним снятых. Иногда мы и не подозреваем, что пользуемся выражениями, идиомами, автором которых стал Александр Дюма, например, "Ищите женщину!" (по-французски "Cherchez la femme!"), "Богат как Крёз" заменилось на его же "Богат, как Монте-Кристо", а о людях, блюдущих законы чести, наперекор собственной выгоде, стали говорить, что они "мушкетерствуют".

Без сомнения, Александр Дюма был и остается одним из самых читаемых в мире авторов. В то же время, создателя "Трёх мушкетеров", "Графа Монте-Кристо" и "Королевы Марго" называли самым фантасмагорическим графоманом за всю историю мировой литературы, поставщиком лёгкого чтива, халтурщиком, эксплуататором "литературных негров" и… гением. И сегодня раскрученным делателям бестселлеров есть чему поучиться у Дюма-отца. Дело в том, что патент на литературное рабовладение принадлежит именно ему. Конечно, он сделал гигантские усилия, чтобы создать себе имя и войти в культурную обойму и только потом нанял и закабалил целый штат литературных "рабов". Существование "фабрики рабов" не вызывает сомнений, написать столько в одиночку (и даже продиктовать) физически было невозможно даже самому трудолюбивому и работоспособному автору, тем более что тогда не было ни печатных машинок, ни компьютеров – только рукописи. Несколько скандальных процессов против Дюма обнаружили, что он выставлял свое имя на обложке книг, которых даже не читал. В процессе 1847 года было доказано, что за один год Дюма напечатал под своим именем больше, чем самый проворный переписчик мог бы переписать в течение целого года, если бы работал без перерыва днем и ночью.

Одним из главных его соавторов, имя которого не появилось ни на одном из их совместном произведении, был французский романист и драматург Огюст Маке. Старший из восьми детей богатого фабриканта, Маке учился в Лицее Карла Великого с 1821 по 1830 год вместе с Теофилем Готье и Жераром де Нервалем, с 1833 года входил в объединение романтиков вместе с Готье, Нервалем, Арсеном Уссе, Селестеном Нантейлем и другими, преподавал в лицее Карла Великого историю, а 1836 года работал в "Фигаро" и писал пьесы. Огюст Маке и Александр Дюма познакомились в 1838-м году, Маке тогда не был ни известным драматургом, ни писателем, а вот Дюма уже успел заработать себе репутацию талантливого писателя и литератора, способного исправить любое не очень удачное произведение. В то время Маке написал пьесу "Карнавальный вечер" и предложил её Антенору Жоли, директору театра "Ренессанс". Жоли пьесу отверг, и тогда друг Маке Жерар де Нерваль, поэт-романист предложил показать пьесу Дюма в надежде на то, что тот поможет ее исправить. После удачной правки Дюма пьеса была принята к постановке в театре. Так и началось сотрудничество двух авторов.

Первым написанным в соавторстве романом Маке и Дюма был "Шевалье д'Арманталь". Изначально Маке хотел назвать свой роман "Добряк Бюва". В романе рассказывалось о политическом сговоре с целью сместить Филиппа II Орлеанского, стоявшего у власти в середине XVIII-го века. Роман содержал множество приключений, политических интриг, всё то, что ценилось французскими читателями того времени. Дюма прочитал отрывок из романа, он ему понравился и предложил Маке свою помощь в переписывании неудачных фрагментов и редактуру. Маке с радостью согласился, и фактически роман был написан двумя писателями в соавторстве, причём кто из них сделал больше работы - неизвестно.

Когда дело дошло до выхода романа в печать, журналист Эмиль де Жирарден, работавший в то время в газете "Ля Пресс", где и должен был печататься роман в виде фельетонов, посоветовал авторам не указывать авторство Маке на том основании, что роман, подписанный фамилией Дюма, будет продаваться в несколько раз дороже, чем если на обложке будет значиться "Дюма и Маке". Оба автора согласились с ним, и Маке получил за работу компенсацию в восемь тысяч франков, что по тем временам было немалой суммой, и начал работу над следующим романом.

Надо отметить, что Дюма изначально нисколько не возражал против появления на обложке имени Маке. Следующие романы также печатались без упоминания имени Маке, в частности, роман "Три мушкетера". Книга вышла в печать и быстро обрела популярность, а имя Маке не упоминалось. Позже Маке уверял, что он первый открыл "Мемуары господина д'Артаньяна…"Гасьена де Куртиля, однако согласно формуляру марсельской библиотеки, в 1843 году именно Дюма получил эту книгу. Вместе они написали романы "Графиня де Монсоро", "Сорок пять", "Виконт де Бражелон", "Сальвандир" и другие, некоторые из которых были переделаны и поставлены в театре. Почти полностью сохранилась переписка соавторов. В ранних записках Дюма давал Маке некоторые советы о построении сюжета и стилистике романов. Есть и записи, где Дюма торопил Маке, просил как можно скорее написать очередной отрывок, поскольку он должен показать его издателю. Позднее Дюма перестал давать Маке советы, а в итоге, согласно тому же архиву переписки, даже перестал заботиться о переписывании рукописей. После ссоры с Дюма Маке попытался восстановить справедливость, в частности, выпускал опровержения и обличительные письма, где говорил, что именно он и только он является единственным автором "Трёх мушкетёров". В качестве доказательства он опубликовал переписанную им главу о смерти Миледи. Это оказалось ошибкой - литературные критики в один голос заявили, что "классическая" версия куда лучше, и всё, что есть в романе гениального, исходит именно от Дюма.

В 1858 году Маке начал процесс о признании его авторства и проиграл его. Ему не помогло даже письменное свидетельство бывшего главного редактора "Сьекль" Матареля де Фьенна, вспомнившего случай, когда Маке восстановил утерянную часть рукописи "Виконта де Бражелона", с разницей с текстом Дюма в тридцать строк на пятьсот строк текста. Друзья Дюма, в частности его секретарь Ноэль Парфе, пытались помирить бывших соавторов, но переговоры закончились ничем.

После смерти отца Дюма-сын обратился к Маке за разъяснениями, в частности, чтобы пролить свет на некоторые финансовые вопросы. В ответном письме Маке написал : "Знайте также, что между Вашим отцом и мною никогда не было денежных недоразумений, но что нам никогда не удалось бы рассчитаться, ибо, не останься за ним полмиллиона, я был бы его должником2. Деньгами Маке действительно не был обделён - Дюма неплохо ему платил. За 20 лет до своей смерти Маке даже смог купить старинный замок, где и прожил остаток жизни, а умирая, оставил наследникам огромное состояние.

Вклад Маке (и других соавторов) в романы, подписанные Дюма, остаётся предметом дискуссий и в настоящее время. О их совместной работе рассказывается в книге Артуро Перес-Реверте "Клуб Дюма, или Тень Ришелье", а в 2010 году вышел фильм "Другой Дюма" про их соавторство и начало соперничества.

amp-next-page separator