Великие женщины, вышедшие из-за плиты
Каждая из четырех серий проекта посвящена отдельной теме и, соответственно, различным героиням. Первая часть «Рождение психоанализа. Русский след» расскажет о двух выдающихся фигурах психоаналитического движения - Луизе Саломе и Сабине Шпильрейн. Первую Фридрих Ницше называл «сверхженщиной» и даже два раза сватался к ней, а поэт Райнер Мария Рильке посвящал ей свои стихи. Вторая же - ученица Зигмунда Фрейда и возлюбленная Карла Юнга.
Вторая серия «Великие «вертихвостки» расскажет об актрисе немого кино Луизе Брукс, чье имя столетие назад гремело по обе стороны Атлантики, а сейчас известно лишь узкому кругу лиц, а также о Жозефине Бейкер, танцовщице кабаре и любительницы прогулок по французской столице в компании ручного леопарда.
В третьей части, названной «Связанные богини», зрители узнают много нового о жизни кинодив Третьего Рейха - венгерке Марике Рекк, шведке Царе Леандер и чешке Лиде Бааровой. Впервые на советский экран они попали после окончания Великой Отечественной войны, когда богатейший архив немецких художественных и документальных фильмов был отправлен в Москву. Они не участвовали в политике и войне, а фраза «Фюрер думает за нас» сделала их известной во всем мире.
Завершит сериал «Бабий век» часть «Отчаянные домохозяйки», повествующая о суфражистках – борцах за избирательные права женщин. Эти дамы не хотели ждать, когда мужчины дадут им равные права и начали действовать самостоятельно. В 1903 году англичанка Эммелин Панкхерст дает идее суфражизма второе рождение, становясь лидером феминистического движения.
К слову, ее русские «коллеги» смогли добиться полного равенства с мужчинами только после Февральской революции. Они провозгласили, что равные права предполагают равные обязанности, вплоть до несения воинской службы. Летом 1917 года в регулярной армии появились женские подразделения. Молодая крестьянка Мария Бочкарева создала первый в истории российской армии женский батальон смерти.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Егоров, автор идеи и режиссер сериала «Бабий Век»:
- ХХ век — это век женщин, когда они вышли из-за кухонной плиты и начали проявлять себя во всех сферах жизни: в науке, культуре и политике. И мы решили рассказать об этом явлении через портреты, через судьбы героинь, чтобы это не выглядело скучно. Мы подбирали женщин каждой серии по принципу «Сравнительного жизнеописания» Плутарха. Скажем, Бочкарева и суфражистка Панкхерст — у них в судьбах много разного, но много и пересечений.
Корреспондент «ВМ» пообщался с автором идее и режиссером сериала Андреем Егоровым, который рассказал о том, что в «Бабьем веке» были использованы фрагменты редкой кинохроники, а также материалы Российского государственного архива кинофотодокументов, Библиотеки немецкого культурного центра имени Гете и Библиотеки Конгресса США.
- ХХ век – это век женщин, когда они вышли из-за кухонной плиты и начали проявлять себя во всех сферах жизни: в науке, в культуре, в политике, - сообщил Егоров. – И мы решили рассказать об этом явлении через портрет, через судьбы героинь, чтобы это не выглядело скучно. Мы подбирали героинь каждой серии по принципу «Сравнительного жизнеописания» Плутарха. Скажем, Бочкарева и суфражистка Панкхерст, у них в судьбах очень много разного, но много и пересечений. Или такое течение как «флепперс», которое для меня самого стало настоящим открытием. Это девушки, которые вырывались за пределы тех норм приличия, которые существовали, и «взрывали» общепринятую мораль, вели себя очень свободно, но не расхлябано. У нас таких барышень Ильф и Петров высмеяли в «Золотом теленке», достаточно вспомнить образ Эллочки-людоедки. В реальной жизни ее язык – это язык «флепперс». Для меня было удивительно узнать, что описанный в романе персонаж – это передовое явление.