Как почтальон Тряпицын звездой стал
В трубке невыносимый хрип, сквозь который еле слышно: «Сейчас поговорить не смогу, плыву на лодочке к деревне Косицыно, тут связь не ловит». Связь действительно хуже некуда, что неудивительно, ведь Алексей — почтальон, «рабочее место» которого — расположившиеся вдоль берегов Кенозера глухие деревушки. То, что его, никуда не выезжающего из этих краев, абсолютно сросшегося с этими местами, нашли члены киногруппы Андрея Кончаловского, кажется настоящим чудом. Тут ведь вокруг сплошь леса, вода да болота. Алексей, впрочем, и сам этому факту удивляется:
- Ихние работники, Катя и Надя, позвонили мне по телефону и говорят: «Телестудия Кончаловского». Рассказали, что хотят приехать и познакомиться, потому что ищут почтальона для фильма. Ну, я им говорю «да-да», а сам думаю, что меня кто-то разыгрывает из своих. Даже проверил, позвонил с другого телефона, но мне снова ответили, что это студия Кончаловского. А потом они приехали знакомиться - осенью сначала, а потом зимой. Но сразу сказали, что пока только ищут и, может, я на роль попаду. Потому что было или тридцать, или сорок почтальонов из других районов, кроме меня, к нам-то приехали в саму последнюю очередь. И выбрали нас, сказали, что образ подошел, или как там это правильно говорится?
- Узнав, что будете главным героем в фильме знаменитого режиссера, обрадовались?
- Большой радости не было, я не любитель на камеру работать. Да и боялся. Сначала-то я думал, что повожу их на лодке, и они деревни снимать будут. А они говорят – «тебя будем снимать». Я – «меня–то зачем»? Какой из меня артист? Даже присниться не могло такое!
- Пришлось к роли готовиться?
- Никогда не готовился, ничего заранее мне не давали. Сказали только, чтобы волосы не стриг, а то я короткую стрижку любил носить. Только я должен был вызывать на диалог своих жителей. Но они со мной сами разговаривали, так что снимали все, как есть. Немножко только приходилось выдумывать, вернее не выдумывать, а повторять случаи, которые бывали раньше.
- С вами, как с актером, работали гримеры и костюмеры? Подбирали образ, например?
- Нет-нет, все натурально, натуральный продукт! Один раз только случай был. Поехал я на съемки, за десять километров. Надо было плыть на лодке, отталкиваясь шестом длинным. А я что-то поторопился, толкнул посильнее, шест у меня лопнул. Кусок отскочил и попал прямо мне по носу и по щеке под глаз. Пока приехал – синяк вскочил. Так девчата меня своим чем-то замазали, у них тени да пудры - все есть.
А так я все время в своем костюме был, в котором и работаю, в форменном, он как у всех почтальонов одинаковый. А дома – в трико. По времени фильм ведь не год идет, короткое время, много одежды не надо.
- Как сложились отношения с Кончаловским, он ведь серьезный человек?
- Фильмы евойные я до того мало смотрел. Не мой контингент, это драмы... Когда он только приехал в Вологду, мы стали знакомится. Меня позвали к нему в номер в гостиницу, где он остановился. Боялся его сначала. Но он мне чай, кофе предложил, вина бутылку открыл. Начали разговаривать, он спрашивает, я отвечаю, смотрю, его на юмор тянет, уже смеется. Ну, вроде как холодок прошел.
- Он очень требовательный как режиссер?
- Особо с меня ничего не требовали. Но если что-то у меня не получалось, Андрей, конечно, добивался. Но объясняет он все хорошо, по-простому, лучше некуда. И мне понятно, что нужно делать. Меня научили делать проходы и не смотреть в камеру. Конечно, иной раз тяжеловато, замучивают непривычные повторения. Или еще меня просили молчать и просто смотреть куда-то. Доходило до того, что у девчат спрашивал: не дурачка я там играю-то? Девчата смеются: бросьте, все нормально.
- Вам дали почитать сценарий перед съемкой?
- Сценария как такового не было. Мы как все выдумывали? Сядем обедать, Андрей позовет меня к себе за стол. Разговариваем, он спрашивает - а как то делается, а как это? Я ему все расскажу. Он пока со мной говорит, уже набросал, что нужно завтра снимать. Вот так примерно и работали. Поэтому он иногда говорил, что мы с ним вместе сценарий пишем, ты, мол, тоже участвуешь.
- А о чем этот фильм, как вы думаете?
- Не могу сказать, я же не режиссер. Но иногда я что-то влезал, говорил, давайте, мол, сделаем так-то, попроще, а он : «Леха, ты не режиссер, не лезь не в свои дела». Нет, мне точно не понять, про что фильм. Я думал, он как-то по порядку снимается, но нет, отрывками… Но если своим языком сказать, то про русскую деревню, про жизнь в русской деревне. Как почтальон ездит по деревням, как у некоторых общение только через почтальона и идет. Что может произойти. Фильм про короткий период, всего несколько дней. Как протекает жизнь, такой живой процесс по-настоящему идет.
- А другим людям это будет интересно?
- А вот этого я сказать не могу. Мне-то интересно потому, что это мои родные места, природа. Ну, это вообще все красиво будет смотреться, аппаратура у них хорошая. А насколько понравится остальным, я не могу сказать точно. У всех вкусы разные.
- Как бы там не было, а фильм-то на Венецианский фестиваль отобрали. Вы на него не поедете?
- Куда я поеду! Я читал, там двадцать картин будет, скольких же артистов надо везти туда?! А на премьеру позовут обязательно. Она у нас будет в Архангельске, скорее всего, после фестиваля.
- Фильм вашу жизнь изменил?
- Пока-то я никаких изменений не вижу. Просто я людей побольше узнал, кое-чему научился сам, тем же правилам поведения. Например, когда работаешь, не перебивать. Видите, вас только несколько раз перебил, пока мы разговариваем.
- Уже придумали, на что потратите свой гонорар?
- Мы неделю отрабатывали и получали. А потом после всего мне сумму еще выделили. Я вот купил себе гармошку хорошую. Раньше-то у меня дешевые были, а теперь подороже взял. А так у меня всего хватает, ничего не покупал.
ФАКТ
Алексей Тряпицын — почтальон из отделения 164294. Жители его деревни также абсолютно реальны, и даже имя мальчика Тимки, одного из героев, сохранено. Все передвижения происходят близ космодрома Плесецк в Архангельской области по Кен озеру. В фильме участвует только одна профессиональная актриса — Ирина Ермолова. Режиссер Андрей Кончаловский не хочет запускать картину в широкий прокат, в планах — выложить фильм в Интернет. Кинолента считается продолжением «деревенской темы» в творчестве режиссера. Предыдущими работами были «История Аси Клячиной, которая полюбила, да не вышла замуж» и «Курочка Ряба».
СПРАВКА
● Фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» снят при поддержке Министерства культуры РФ и Почты России. Кинолента поборется в началесентября за главный приз на Венецианском кинофестивале. В 2002 году режиссер уже получил Гран-при данного фестиваля за фильм «Дом дураков».
● Кончаловский написал 33 сценария, снял 26 фильмов, спродюсировал 9 фильмов, в том числе голливудских.
● Ему принадлежат 8 известных театральных постановок,в том числе 5 опер, 6 книг и более ста публицистических статей.
*Лексика героя интервью сохранена оригинальная