Николай Губенко: «Страх поработил украинский народ»

Развлечения
Новый сезон в театре «Содружество актеров Таганки» (под патронажем Департамента культуры города Москвы) традиционно открывается спектаклем «ВВС» (Высоцкий Владимир Семенович) в постановке Николая Губенко. Народный артист России Николай Губенко создал «Содружество» в 1993 году и возглавил его. В интервью «Вечерней Москве» Николай Николаевич рассказывает о том, что ему больше всего дорого: о ВГИКе, театре, любимом друге и партнере – Владимире Высоцком, жене – актрисе Жанне Болотовой и родном городе – Одессе.

Перед интервью Губенко пожал руку журналисту «Вечерней Москвы» в благодарность за линию, которую проводит редакция в целях укрепления государственности страны, поддержки молодежи и семьи. Между прочим, в этом году семейному актерскому союзу – Николая Губенко и Жанны Болотовой – 50 лет.

- Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, как родилась традиция играть спектакль «ВВС» на открытии сезона «Содружество актеров Таганки»?

- «Высоцкий Владимир Семенович» - второй спектакль, поставленный и сыгранный на сцене «Содружество актеров Таганки» (первой постановка была «Чайка» Сергея Соловьева. прим. «ВМ») «ВВС» - дань уважения и любви к человеку, с которым мы вместе работали и который сплотил нас вокруг идеи создания «Содружество актеров Таганки». На мой взгляд, наш спектакль больше соответствует характеру, содержанию личности Володи, чем спектакль соседнего театра «На Таганке», где из Высоцкого сделали антисоветского монстра, противостоящего тоталитарной системе. Высоцкий жил, как и всем мы, в этой системе, давал ей оценку согласно своему дарованию. Оказалось, что его оценка – одна из самых блистательных, исчерпывающих, верных оценок эпохи. Наше «Содружество» уважает, ценит Владимира Семеновича, а вместе с нами и публика, заполняющая до отказа зал спектакля в течение 20 лет.

- На ваш взгляд, понравилось бы название театра «Содружество актеров Таганки» Владимиру Высоцкому?

- Если бы Володя нашел хорошую рифму для слова «Содружество», тогда - «да».

- Спектакль «Концерт по случаю конца света» вызывает у публики настоящие слезы. Вы целенаправленно поставили «Концерт», чтобы разбудить народ и заставить его серьезно задуматься о будущем?

- Наш народ – не спящий, а терпеливый. Правда, никто не знает, когда наступает предел этому терпению. В «Концерте» - история России - от Минина и Пожарского до наших дней передана через тех, кто владел умами Отчизны на протяжении веков: Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова и других. Из политиков в спектакле «участвуют» - Петр Первый, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, Михаил Горбачев, Борис Ельцин… Замечу, что мы не делаем из вождей и политиков «портретных гримов» и оценочных персонажей… Но красной линией в «Концерте» проходит мысль, что сочетание, сравнение тех или иных элементов народного быта в исторической ретроспективе – не в пользу текущего момента. Если брать нравственные опоры – патриотизм, товарищество, солидарность, справедливость, коллективизм, то они сегодня в упадке. Люди разобщены, люди разбросаны… Особенно меня настораживает тот факт, что русские люди отдают предпочтение не своему родному, национальному, а зарубежному.

- Николай Николаевич, вы – родом из Одессы и, наверняка, вас беспокоит все то, что происходит в родном городе после насильственной смены власти?

- Когда случились все эти чудовищные события на Украине, моему страданию и возмущению не было предела. В Одессе я родился и прожил 18 лет. Это запредельное людоедство, которое овладело душами и умами пришедших к власти на Украине, в частности, в Одесской области, представляет серьезную угрозу для всего человечества. Как украинцы, одесситы не смогли предвидеть, что среди них родятся наследники фашизма, - не понимаю? Моя Одесса, в которой было еврейское гетто, с пытками, казнями, страданиями? Как одесситы могли упустить момент, когда людоедство и фашизм пришли в их город уже не из-за границы, а из собственной Украины? Это несчастье, которое обрушилось на Украину и мой родной город, может добраться и до нас, россиян, ибо мы – родные люди, братья, словом, один народ. Моя мама – русская, отец – украинец, и как разобраться мне какой я национальности? Недавно я разговаривал с руководителем одесского ТЮЗа имени Островского, и он рассказал мне о том, в каких условиях страха и бесправия живут одесситы. Мудрый человек Рузвельт сказал: «Страх – единственное, чего следует бояться». А страх сегодня поработил украинский народ.

- Вашу маму повесили фашисты за отказ сотрудничать с оккупантами в 1942 году, а отец погиб на фронте. Когда вам тяжело, помогает ли пример мужественной мамы в том, чтобы бороться и не сдаваться?

- Во мне нет пафосных мыслей и трагических воспоминаний. Я проживаю свою жизнь, стараясь быть полезным другим. На большее - не уповаю. Разумеется, я желаю себе здоровья и чтобы быть востребованным не только в профессиональной области, но и в общественной. Поскольку я занимаюсь политикой, являясь депутатом Мосгордумы, то обязан выполнять то, что велят мои убеждения. Согласно убеждениям я должен заботиться о старейшем поколении, благодаря которому мы живем, и о молодежи. Считаю необходимым возвращение в России бесплатного образования. Гражданин России, независимо от места проживания, в начале своего пути должен иметь все шансы на то, чтобы получить образование, соответствующее его способностям. Сейчас даже мой родной вуз ВГИК, к моему большому сожалению, довольно сильно коммерциализирован: платное обучение преобладает. Получается, что профессию можно купить за деньги, что неизбежно приводит к ее девальвации. Я видел на улице надпись: «Продаю главные роли в фильмах – с указанием телефона», - и ужаснулся.

- У ВГИКа – 95-летний юбилей, и 23 сентября вы и ваша жена – актриса Жанна Болотова отправляетесь в путешествие по городам России на специализированном поезде «ВГИКу – 95 лет», не так ли?

- Хотел бы отправится в это путешествие, если путь будет не очень далеким? ВГИК – наш родной дом, в котором за четыре с половиной года обучения произошло то, что одаренные молодые люди (в 1959 году конкурс на одно актерское место был 3000 тысячи человек) стали профессионалами. Я – выпускник прекраснейшего курса, возможно, самого лучшего за всю историю ВГИКа. Со мной учились: Сергей Никоненко, моя жена Жанна Болотова, Лариса Лужина, Жанна Прохоренко, Галина Польских, Лидия Федосеева-Шукшина, Женя Жариков и другие. Уже во время учебы многие из нас громко заявили о себе в кинематографе. Я тоже был неплохой артист, и остаюсь им по сей день! Но всем в жизни я обязан своим учителям – не только институтским, но и школьным, которые внесли в мою душу, разум, физиологию любовь к труду и любовь к искусству.

- Сергей Никоненко в интервью «Вечерней Москве» рассказал о том, что главной звездой на курсе были вы, Николай Николаевич, потому что на студенческий спектакль «Карьера Артура Уи», с вами в главной роли, приходила вся Москва?

- Действительно, наш спектакль «Карьера Артура Уи» по Брехту был популярен не только в театральной среде, но и среди ученых. Мы играли его в академгородках. Что касается слово «звезда», то я категорически против него. Звезды зажигаются через десятилетия после ухода из жизни.

- Николай Николаевич, как вы оцениваете, что вам, сироте, в 18 лет выпала удача учиться в лучшем институте страны, у лучших учителей, и покорить сердце прекрасной девушки – Жанны Болотовой?

- Я не оцениваю свою жизнь. Наша профессия такова, что оценивают нас другие – зрители, партнеры, режиссеры… Относительно меня и Жанны Андреевны история простая – каждый мужчина, любящий женщину, должен сделать все, чтобы влюбить ее в себя. Я ежедневно работал над тем, чтобы Жанны Болотова полюбила меня. Жанна – человек высочайшего духовного, нравственного содержания, и достичь ее уровня было моей главной задачей в юношеские годы. Надеюсь, что мой талант убедил Жанну в том, что у меня, Коли Губенко, есть профессиональное будущее. Но это было в самом начале. А поскольку мы уже 50 лет вместе, то могу сказать, что наша любовь – настоящая, и этим всем объясняется. Мы любим друг друга все эти годы и будем любить до конца. Именно ВГИК подарил нас друг другу. Как только мы с Жанной получили дипломы, в 1964 году, сразу поженились.

- Жанна Андреевна, по словам ваших однокурсников, очень спокойная, молчаливая, серьезная, мудрая и невероятно тонкая, глубокая актриса. Николай Николаевич, возможно, вы знаете – какими качествами должна обладать большая актриса?

- Актерская профессия требует определенного набора качеств и данных, прежде всего, внутренних, затем – внешних. Жанна – идеально соответствует и тому, и другому. Кстати, она не такая молчаливая, как говорят наши товарищи. Жанна – деревенская девочка, из Сибири, из врачебной семьи. По всей видимости, та любовь, которая окружала Жанну с детства породила в ней любовь к людям. Жанна – человек сострадательный, всегда приходящий на помощь людям. Она любит так, как никто другой любить не может.

- Николай Николаевич, нет ли у вас желания поставить спектакль или снять фильм о любви? Вы так хорошо говорите о любви!

- Я хочу поставить в театре «Содружество актеров Таганки» поэму Александра Блока «12». Это будет инсценировка, основанная на дневниковых записях Блока, свидетельствах современников, оценках Блока Октябрьской революции - «до» нее и «после». В финале моей постановки будет надежда. Хочется провести мысль, что многие поколения жили не зря.

СПРАВКА

Николай Губенко родился 17 августа 1941 года в Одессе. В 1964–1968 годах и с 1980-х годов — актер Театра на Таганке, c 1987 по 1989 год — главный режиссер этого театра. В 1992 году становится руководителем театра «Содружество актеров Таганки». С 21 ноября 1989 года по 1991 год — министр культуры СССР.

amp-next-page separator