Владимир Косма: Сочиняю легкую музыку, а между делом — классику

Развлечения
25 ноября в Москве дал концерт композитор и музыкант Владимир Косма, исполнивший написанную им музыку из легендарных французских кинофильмов — «Игрушка», «Папаши», «Бум» и других.

Накануне своего выступления Владимир Косма побеседовал с корреспондентом «ВМ».

- Тяжело было справиться с таким успехом?

- Эти фильмы и правда имеют большой успех — они входят в коллективную память поколений на протяжении уже почти что 50 лет.

- Полвека — это очень много...

- Много, но... недостаточно! Порой я себе задаю вопрос относительно моего творческого долголетия. Однако ответ знает только время. Впрочем, скажу так: «Шедевр представляет собой сумму удачных деталей».

И я стараюсь, чтобы моя музыка была мелодичной без банальности, доступной и в то же время мудрой. Стремлюсь оставаться самим собой, не забывать своих центрально-европейских корней, слушать все: от «дошедшего из тьмы времен» и вплоть до того, что делается в мире музыки сейчас — новые музыкальные инструменты, современные направления. Но я не собираюсь оставаться модным любой ценой. И, лишь когда поиск длится слишком долго, я прошу Небо помочь и ниспослать мне мелодическое вдохновение или хотя бы мотив, который я смог бы развить.

- Хотели бы создать музыкальное сопровождение для российского кино?

- Да, и с большим удовольствием!

- С творчеством каких российских музыкантов и композиторов вы знакомы?

- Я знаю главным образом великих классиков XIX — начала XX веков, которых любит весь мир, и великих русских романтиков, творивших несколько позже, — Рахманинова, Метнера и, конечно же, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. Но я не забываю и композиторов, работавших в более легких жанрах — таких, как Исаак Дунаевский и Соловьев-Седой. Еще более поздних — Шнитке, Губайдуллину...

- Весной будущего года вам исполняется 75 лет. Три четверти века — отличный момент, чтобы задуматься над тем, что уже сделано, и подумать о чем-то новом... Есть ли еще нечто, что вы пока не успели воплотить в жизнь, но очень хотите?

- В моей жизни случались вещи, происходившие как по моей воле, так и независимо от нее. Первым публичным успехом стал «Высокий блондин в черном ботинке» с Пьером Ришаром, с мелодией, сыгранной на панфлейте — румынском народном инструменте. Тогда я впервые для себя открыл этот инструмент, но в дальнейшем его не использовал. Я всегда избегал эксплуатирования единожды найденной жилы. В моих более чем трехстах фильмах мне всякий раз приходилось менять колорит, переходить к чему-то новому. Меня издавна манили все существующие музыкальные жанры, хотя грань между популярной (легкой) музыкой — музыкой для кино, джазом, шансоном и — музыкой серьезной до недавнего времени была непреодолимой.

И вот, сочиняя «Игрушку», «Бум», «Реббе Яков», «Невезучие», телесериал «Любовь в наследство», я позволял себе писать также симфонические произведения, концерты, камерную музыку, джаз, оперу...

Сегодня я заканчиваю музыку к новому фильму и пишу Концерт для мандолины и струнного оркестра. Напишу ли я новую оперу? Музыкальную комедию? Пока не знаю (смеется).

- Больше полувека вы творите мировую музыкальную историю... А кого из ваших не менее известных коллег вы могли бы назвать своим учителем? Тем, на кого вы ровнялись?

- Затруднюсь назвать какого-то одного композитора — я испытал влияние многих. Однако своими учителями, пусть непрямыми, опосредованными, я считаю Мориса Равеля, Дюка Эллингтона, Энрико Манчини, Мишеля Леграна, Сергея Рахманинова... Нельзя не упомянуть и гениального американца Дэвида Раксина.

- Какую вашу работу вы больше всего любите?

- В принципе для удовольствия я слушаю музыку других композиторов, но иногда... К примеру, сегодня в 18:30 в машине по радио сначала передавали музыку из «Игрушки», а потом из «Бума» с Софи Марсо.

- Не мог бы человек, который создает одну из важнейших объединяющих «нитей» — музыку, — дать свой совет человечеству?

- Скажу так: «Да здравствует Любовь, Труд и Музыка!»

СПРАВКА

Владимир Косма — знаменитый французский музыкант и композитор румынского происхождения — родился 13 апреля 1940 года в Бухаресте. Его судьба была практически предрешена: Владимир вырос в семье музыкантов. Отец, Теодор Косма, — пианист и дирижер; мать — композитор; дядя, Эдгар Косма, — композитор и дирижер; бабушка — пианистка. В 1963 году Косма переехал в Париж и практически сразу сумел попасть в помощники к Мишелю Леграну — так начался его творческий взлет.

amp-next-page separator