Реставраторы обнаружили кукол «голубой крови» цесаревича Алексея

Развлечения
В фойе Театра имени Образцова 17 февраля представили уникальную находку — домашний кукольный театр цесаревича Алексея, сына последнего русского царя Николая II. О том, что куклы эти непростые, станет ясно, если обратить внимание на иронические улыбки, застывшие на лице каждой из них.

— У нас в музее этот кукольный театр находится аж с 1940 года, — рассказывает Гордий Салтыков, заведующий музеем театра Образцова. — Но раньше он не привлекал к себе внимания.

И, возможно, и не привлек бы, если бы реставратор Александр Лигусов однажды случайно не обнаружил бирку на поверхности ширмы с надписью: «Александр. дворец пол. насл-ка. Игральная № 333».

Эта надпись натолкнула реставратора на догадку, которую впоследствии подтвердили историки. Подарил кукол наследнику тот, кто очень хорошо знал членов царской семьи, так как персонажи имеют портретное сходство с каждым из них.

Так, Капрал и Невеста — копии Николая II и Александры Федоровны, Офицер — прототип самого царевича, а Арлекин с черным лицом — Григория Распутина. По версии кураторов выставки, театр мог стать подарком премьер-министра Франции Раймона Пуанкаре во время визита в Санкт-Петербург — об этом сохранилась надпись в одном из дневников Николая II.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Лигусов, художник-реставратор ГАЦТК имени С.В. Образцова:

- На костюме Арлекина пять пуговиц с изображением пятиконечной звезды. Этот древний символ: располагаясь вершиной вверх, он обозначал учителя. «Учитель» — именно так обращалась к Распутину Александра Федоровна, уверенная, что покуда он жив — жив и наследник. Но если перевернуть звезду вершиной вниз, то она приобретает совсем другое значение и становится символом диавола. Интересно, что Распутина с легкой руки журналистов тех лет до сих пор называют святым диаволом.

amp-next-page separator