«Кухонный концерт»: соло для стаканчиков и терки

Развлечения
20 и 21 февраля премьера спектакля «Кухонный концерт» композитора Владимира Кондрашова и режиссера Александры Ловянниковой на малой сцене театра им. Н.И. Сац.

Звук – детям, текст – родителям

Композиция, сыгранная на наполненных водой стаканчиках, дуэт шейкера, сделанного из банки для крупы и бокалов, сольная партия терки – в «Кухонном концерте» каждый привычный предмет становится музыкальным инструментом, с помощью которых актеры играют мелодии, под которые даже взрослому человеку трудно удержаться на одном месте.

Начинается спектакль знакомством с самими актерами, которых в данном случае, конечно, было бы правильнее называть перформерами или даже сторителлерами (сторителлинг переводится дословно как «рассказывание историй»). Представившись, Петя и Лина (это, кстати, настоящие имена исполнителей), начинают на импровизированной кухне рассказывать историю переезда, в которой проявляются не только звуки, но и характеры предметов.

Впрочем, это, конечно, история не про «многоуважаемый шкаф». Характер предметов в постановке определяют его свойствами, а не придумывают несуществующие черты. Например, любопытная разделочная доска узнает все новости первыми. Почему? Все элементарно: в процессе приготовления обеда она раньше тарелок или вилок оказывается «в деле». Так и с остальными предметами. Рассказ перемежается с музыкальными номерами, которым хочется подхлопывать, или хотя бы кивать в такт. Впрочем, здесь это делать не возбраняется: в самом начале актеры разрешают не только шуметь, но и даже рассказать непонятливому родителю, к чему здесь вообще клонят.

- В самом начале у нас звучит примерно такой текст: «Дорогие, мы считаем, что на нашем спектакле можно разговаривать, шуметь, а если ваши родители что-то не поняли, то вы можете объяснить им, только тихо, чтобы нас тоже было слышно», - говорит режиссер Александра Ловянникова. - Просто по опыту моих прошлых спектаклей, например, «Я делаю мир», многие родители думают, что если они привели двухлетнего ребенка в театр, то дальше они могут сидеть, ничего не объяснять, расслабиться. Пока на ребенка обрушивается куча новой информации, родитель занят своим – изучением потолка или айфона, например. Поэтому тексты писались драматургом в том числе и для того, чтобы родители тоже включались, а не сидели с унылыми лицами, думая о том, зачем они приехали в театр к 12 дня и должны как-то смотреть какой-то убогий детский спектакль.

- Поэтому у нас такая насыщенность, в которой музыка и текст пересекают друг друга, добавляет композитор Владимир Кондрашов.

Кастрюля как проводник в музыку

Кстати, создатели спектакля отмечают: по опыту предпремьерных показов и показа эскиза спектакля, детям как раз все понятно даже без слов. Юные зрители моментально включаются в процесс, начинают подтанцовывать. Однажды два ряда детей встали и стали танцевать. На «Кухонном концерте» это не возбраняется. Тем более, что изначально спектакль вообще состоял только из музыкальных номеров.

- Начинали мы эту историю без текста, и оказалось, что детям она интересна и без нарратива, - отмечает Александра Ловянникова. – А вот родителям скучно. Кстати, возможно, именно взрослые и «подсаживают» ребенка на нарратив, детям где-то с четырех он оказывается нужен. Поэтому у нас появился текст, но мне было важно, чтобы он был монологовый, в какой-то степени похожий на текст Ивана Вырыпаева в спектакле «Сахар» (там монологи произносятся под музыку, которую играют, правда, на традиционных музыкальных инструментах сами актеры, - прим. "ВМ").

Кстати, родилась постановка из любви Александры Ловянниковой, выпускницы экспериментального курса для режиссеров и художников Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе, к команде Stomp, создающей ритмические шоу, в которых участники играют на самых разных предметах:

- Я обожаю Stomp, - говорит Александра. – И каждому режиссеру, с которым я работала как сценограф (а в активе Александры есть и номинация на «Золотую маску» этого года, - прим. «ВМ»), я рассказывала про Stomp. Так во многих спектаклях, где я была художницей, появился стомп. И вот когда я сама стала ставить спектакли, то решила сделать работу полностью в этом направлении.

Есть у создателей «Кухонного концерта» и еще одна тайная, но благородная цель: не только развлечь зрителей, но и замотивировать их на занятия музыкой:

- Так получилось, что в нашей команде все умеют на чем-то играть, - рассказывает Александра Ловянникова. - Композитор Вова играет вообще на всем, актриса Лина – на фортепиано, аккордеоне и губной гармошке, актер Петя – на скрипке и бас-гитаре, а меня в свое время родители в музыкальную школу не отдали. И музыка казалось чем-то великим и недоступным. И сегодня мне кажется важным показать не только детям, но и взрослым, что музыка – это не что-то недостижимое, не дорогие скрипки «Страдивари», лежащие в сейфах, а что-то дружественное и доступное. Конечно, в нашем спектакле простота кажущаяся, ну что тут сложного: берешь кастрюлю и бьешь по ней крышкой, например. Но так, мне кажется, легко можно привлечь ребенка к походу в музыкальную школу: пришел он со спектакля, начинает играть на кастрюле, а ты ему говоришь вкрадчиво: «А хочешь научиться не на кастрюле, а на скрипке! Или на пианино? Помнишь, вот они говорили про пианино?» И все. Ребенок на 7 лет оказывается в музыкальной школе.

amp-next-page separator