Красные ковровые дорожки июня
Ситуация меняется на глазах. Даже самые строгие критики внезапно дружно заговорили о том, что на смену отечественным фильмам, большинство из которых можно было смотреть разве что со слезами на глазах, внезапно пришло множество действительно качественных картин. Не тех, к которым относишься со снисхождением, а таких, которые и самим пересмотреть хочется, и другим порекомендовать.
Фестивали в этом смысле — прекрасное доказательство всего вышесказанного. Вот «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, рассказывающий биографию Сергея Довлатова. Вот «Pro любовь» Анны Меликян с дивной Ренатой Литвиновой, пытающийся показать то самое светлое чувство во всех его проявлениях. Вот «Ангелы революции» Алексея Федорченко, в центре сюжета которого история про то, как хантыйские и ненецкие шаманы не хотят принимать новые традиции...
Вроде и не объединишь эти фильмы ничем, кроме того, что каждый из них — фестивальный. Ну так это и хорошо. Все же кино — штука индивидуальная, на вкус, как говорится, и цвет. Так что пусть будет разным. Главное, чтобы хорошим.
— Чтобы вернуть Московскому фестивалю тот высокий статус, который был в 60-е, 70-е, в начале 80-х годов, — говорил режиссер Сергей Соловьев, бывший президентом XIX и XX ММКФ, — должно быть хорошее кино, которое «взорвет» мир.
Это, безусловно, преувеличение. Во-первых, статус ММКФ и так весьма неплох.
Во-вторых, взрывать мир тоже пока не стоит, куда важнее другое: заставить собственных зрителей поверить в то, что наше кино вполне себе конкурентно и интересно им, простым зрителям.
Не стоит, однако, ограничивать себя анализом отечественного кино.
— Не менее важно, — рассказал программный директор «Зеркала» Андрей Плахов, — дать возможность нашим мастерам познакомиться с зарубежным кино.
ПИОНЕРСКАЯ ПЕСНЯ СОЧИ
Лето — это маленькая жизнь. «Кинотавр» — это один сезон в пионерском лагере. Все вместе обедают, купаются в море, ходят на дискотеки. Вместе встречают рассветы. Это, пожалуй, главное отличие фестиваля от детского лагеря: вместо отбоя — продолжение банкета. У некоторых — на закрытой VIP-террасе, у остальных — в ближайшем к пляжу кафе. На террасе — танцы под «Дельтаплан» Валерия Леонтьева, которая является негласным символом фестиваля. В кафе — разговоры о жизни, о кино и тоже танцы...
В качестве культурной программы — опять-таки совместный просмотр фильмов, по нескольку в день.
И каждый из сеансов — с полным аншлагом.
...Зимний театр Сочи забит до отказа. Финальные титры. Включается свет. Все находящиеся в зале хлопают стоя несколько минут кряду.
Последней в конкурсной программе показали картину Анны Меликян «Pro любовь». Символично, что именно этот фильм на следующий день получил главный приз.
26-й «Кинотавр» вообще получился про любовь. Про любовь к Сочи, про любовь к своим коллегам, которые уже стали членами одной большой семьи со всеми из этого вытекающими, и, конечно же, про любовь к хорошему кино.
Почему так произошло именно в этом году, вопрос сложный. Возможно, потому что вот уже несколько лет «костяк» «Кинотавра» не меняется. А может, еще и потому, что до последнего не было известно: состоится ли фестиваль: за пару месяцев «до» еще не была определена площадка, на которой он пройдет. И когда во время церемонии закрытия его президент Александр Роднянский сказал, что следующему «Кинотавру» быть, зал выдохнул. Значит, следующим летом все снова встретятся в Сочи. Значит, снова будут кино и танцы. Значит, традиция не прервется.
ТОП-5 ФИЛЬМОВ «КИНОТАВРА»
● «Pro любовь» Новая социальная мелодрама режиссера Анны Меликян — о любви во всех ее необычных проявлениях.
● «14+» Картина Андрея Зайцева, уже получившая приз на Берлинале.
● «Страна Оз» Новогодняя комедия Василия Сигарева.
● «Пионеры-герои» Фильм режиссера Натальи Кудряшовой посвящен последнему поколению пионеров: людям, чье детство прошло в СССР.
● «Спасение» Главная героиня ленты Ивана Вырыпаева — молодая монахиня из Польши. Ее направили на служение в миссии прихода, расположенного в Гималаях.