Писатель Захар Прилепин / Фото: РИА «Новости»

Захар Прилепин: Мы малы и велики

Развлечения
Писателю Захару Прилепину 7 июля исполняется 40 лет. Накануне юбилея он дал эксклюзивное интервью «ВМ».

- Юбилей отмечать будете?

- 40-летие не отмечают. Такова русская традиция.

- Обычный русский человек, по-вашему, какой?

- Я полагаю, что его основополагающей чертой является какая-то отстраненность от своей частной судьбы. Русский человек не ставит себя на вершину иерархии, не считает, что все, что в мире происходит, происходит вокруг него и для него.

- В чем причина этого?

- Думаю, что отчасти это порождено колоссальными пространствами, в которых человек ощущает — вот парадокс! — и свою малость на фоне этих пространств, и свою огромность, потому что он эти пространства тащит на своем хребте. Я имею в виду не только этнически русского человека, а всех людей, которые так или иначе вписались в пресловутую русскую матрицу. Эта малость и огромность, заключенные в одном русском сердце, отстраненность от собственной судьбы и некая легкость по отношению к собственной жизни и породили нашу цивилизацию.

- Все это наверняка повлияло и на русскую литературу?

-Несомненно. Русская литература суровая. Поэтому как-то изъясняться на этом языке, мыслить себя литературным преемником Пушкина, Бродского и Достоевского и занимать при этом позицию, которую занимают нынешние либералы, мне кажется, несколько неуютно. Что бы, например, думал по поводу нынешних событий на Украине Гоголь? Ну, это очевидно, даже не нужно гадать! Есть, правда, отмазка: мол, это было давно, а сейчас XXI век на дворе, и поэтому мыслить категориями XIX века нелепо. На самом деле это не рабо тает, потому как те же самые слова будут произнесены и в будущих веках: что в XXI веке жили дикари, ну а мы-то теперь такие стали просвещенные, так от них далеки!

- Это не так?

- Человек не стал умней, и политика не стала моральней, и дипломатия не стала гуманистичней. Это не плохо и не хорошо — просто ландшафт, в котором мы живем. Поэтому для человека, который прочитал русскую классику, в нынешней ситуации не будет никаких вопросов. Я вот Тютчева перечитывал, там просто плакать можно от того, как он описывал события, похожие на те, что мы переживаем сейчас!

- Раз уж вы заговорили об Украине, скажите: есть ли сейчас стержень, который может нас объединить с этой страной? - Вначале хочу пояснить вот что: украинский этнос сформировался не за последние 23 года. Он возник, когда появилась украинская литература, музыка, украинская культура в целом… Я так мыслю, что есть Украина-один и Украина-два. Украина-два всегда выбирала Запад, это страна Бандеры, Шухевича. А Украина-один — это Украина одесской литературной школы и маршала Рыбалко, наш брат и сват. И эти две страны вступают друг с другом в противоречие… Что касается общего стержня, то… Его и не может быть со страной, настаивающей на истории, которая не подтверждается никакими источниками.

СПРАВКА

Захар Прилепин родился 7 июля 1975 года в селе Ильинка (Скопинский район, Рязанская область). Первые произведения были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы».

Лауреат премий «Супер Нацбест» и «Книга года» в номинации «Проза года», финалист премии «Русский Буккер десятилетия». Автор книг «Обитель», «Санькя», «Патологии», «Черная обезьяна», «Не чужая смута. Один день — один год».

В 2012 году Прилепин выступил в качестве актера, сыграв в сериале «Инспектор Купер».

amp-next-page separator