Истерику прекратить! Молодым режиссерам пора начать думать
Судьба пьесы «Барабаны в ночи» непроста. Брехт отказался включать ее в собственное собрание сочинений. Что же до театра, то в России она ставилась до недавних пор единожды — в Et Cetera — и не вызвала по большому счету интереса ни у зрителей, ни у критики. Об этой постановке, современном театре и зрителях мы и поговорили с Александрой.
— Часто ли вы смотрите спектакли других театров?
— К сожалению, у меня редко получается куда-то пойти. Все время, когда где-то идет что-то хорошее, у меня как на грех свой спектакль! Но я все равно слежу за всеми премьерами в Москве.
— И каковы ваши впечатления?
— Я рада, что время от времени все же случаются спектакли, серьезные и по мысли, и по форме. Потому что, конечно, существует большая проблема — особенно у молодых режиссеров — им настолько надоел старый классический театр (и я их хорошо понимаю!), им так хочется из него вырваться, что на этом пути они ведут себя как подростки в пубертате, предпочитающие агрессивные шаги осмысленным действиям. Что с ними делать? Думаю, дать возможность выплеснуть свою истерику и ждать, когда за новыми формами они перестанут забывать о смыслах.
— Однако изменился и зритель. Способен ли он нынче на постижение глубоких смыслов?
— Изменился, вы правы. На это жалуются кинематографисты: мол, люди теперь клюют лишь на пеструю картинку и спецэффекты. Но они сами в этом и виноваты! Они же долгие годы и кормили людей всем этим. Жалуются музыканты: в консерватории почти нет молодежи. Не избежал этого и театральный зритель. Но, мне кажется, несмотря на все это, с театрами у нас сегодня все хорошо. Посмотрите: везде полные залы! А значит, русский театр живее всех живых и находится в очень хорошей форме.
— Зачем потребовалась новая постановка «Барабанов»?
— Юрий Бутусов интуит во всем, что он делает. Так что, думаю, его решение выбрать для постановки именно эту пьесу — интуитивное. И еще я знаю вот что: во-первых, он эту пьесу приметил и запомнил уже давно, а во-вторых, он все про нее понимает. Бутусов говорил, что у этого произведения Брехта есть очевидное несовершенство, какая-то неровность, рваность, но ему кажется, что именно в этом и заключается прелесть «Барабанов».
Кроме того, мне кажется, для Юрия Николаевича были очень важны прописанные в пьесе роли и мощная любовная линия. Здесь ведь тема любви не просто затронута, а является основой всей конструкции. Именно поэтому в этой пьесе так сильна женская партия и так важен тот сложнейший выбор, перед которым оказывается моя героиня.
— Между тем «Барабаны в ночи» вполне можно расценивать как приговор бунтарям и прошлого, и настоящего, сдувающимся, словно мыльные пузыри, едва лишь на их горизонте появляется возможность пожить спокойно и в достатке.
— Я не думаю, что люди, как вы говорите, «сдуваются». Просто каждому человеку нужно существовать адекватно той ситуации, которая сложилась вокруг него. Именно эта ситуация показывает, есть на данный момент смысл в каких-то поступках или нет. Я убеждена: иногда подвиги не нужны, поэтому главный фокус пьесы и сделан на ее финале, когда герой, которого играет Тимофей Трибунцев, говорит о том, что он отправляется домой жить своей жизнью — такой, какая у него есть.
— Работа над ролью Анны в «Барабанах» была, похоже, весьма непростой?
— Процесс репетиций был хотя и очень тяжелый, но чудесный: я каждую минуту понимала, какое это счастье! Но я очень долго искала именно свое место, свой характер, так как мне казалось, что роль несколько скучнее, чем мне бы того хотелось. И я очень благодарна Юрию Николаевичу Бутусову, который сумел ее дополнить и максимально разнообразить с помощью вставок, придумок, визуальных эффектов, несмотря на очень сжатые сроки подготовки этой постановки.
СПРАВКА
Александра Урсуляк родилась 4 февраля 1983 г. в семье режиссера Сергея Урсуляка и актрисы Галины Надирли. В 2003 г. окончила Школу-студию МХАТ (курс Романа Козака и Дмитрия Брусникина) и была принята в труппу Театра имени А. С. Пушкина, в котором служит и в настоящее время. За роль Джулианы в спектакле «Черный принц» была в 2003 г. удостоена премии «Кумир» в номинации «Надежда». Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая актриса» (2013). В кино дебютировала в 2003 г., снявшись в сериале Андрея Кавуна «Вокзал». Снималась в фильмах и сериалах «Москва, я люблю тебя!», «Шерлок Холмс», «Орлова и Александров».ТОП-3 ГЛАВНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ МЕСЯЦА
«Княжна Марья» (Театр на Малой Бронной) Режиссер Сергей Посельский.
В ролях: Юлиана Сополева, Марк Вдовин, Дарья Бондаренко и другие.
Этот спектакль — взгляд на события великого романа Льва Толстого «Война и мир» глазами неглавного персонажа — княжны Марьи Болконской, скромной, доброй девушки, посвятившей всю свою жизнь заботам о близких. Хрупкий мир ее души подвергается тяжелым испытаниям во время трагических событий войны 1812 года, но сила духа и вера в лучшее приносят княжне заслуженное счастье.
С 14 декабря.
«Иванов» (Театр наций) Режиссер Тимофей Кулябин.
В ролях: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Елизавета Боярская, Виктор Вержбицкий.
Чехов написал пьесу «Иванов» для труппы Театра Корша, и это был его дебют в качестве драматурга. Первоначально автор не рассчитывал на успех и даже готовился к провалу, однако премьера прошла вполне удачно, публика приняла спектакль благосклонно. Впоследствии Антон Павлович создал вторую редакцию пьесы, но и она не вполне удовлетворила автора.
В чем главная «фишка» версии «Иванова» Кулябина, пока держится в секрете. Однако один актерский состав тут интригует так, что пропустить эту премьеру вряд ли получится.
С 23 декабря.
«Король Лир» (Малый театр) Режиссер Антон Яковлев.
В ролях: Борис Невзоров, Анна Иванова, Ирина Леонова, Ольга Плешакова и другие.
Во-первых, это первая премьера Малого театра после долгого капитального ремонта. Во-вторых, кажется, первое за всю историю театра обращение к Шекспиру после 1982 года — когда на его сцене все того же «Лира» ставил Леонид Хейфец.
Главное в этой пьесе, считает худрук Малого Юрий Соломин, «человеческий фактор, человеческие отношения, и сыграть ее надо, как говорила Вера Николаевна Пашенная, отдав зрителю кусочек сердца». За кусочками этими наверняка выстроится очередь.
С конца декабря (дата премьеры еще не известна).
ПО ТЕМЕ
Барабаны и немного нервно
Столичный театр имени Пушкина показал премьеру, имеющую все шансы стать одним из сильнейших спектаклей сезона – «Барабаны в ночи» режиссера Юрия Бутусова (далее...)