29 ноября 1971 года. Владимир Высоцкий на сцене Театра на Таганке в роли Гамлета / Фото: Анатолий Гаранин/РИА Новости

Ему было что спеть. Интерес к Высоцкому с годами только растет

Развлечения
Наблюдая, как преданные поклонники Владимира Высоцкого и исследователи его творчества собирают крупицы информации о своем кумире, корреспондент «ВМ» задавалась вопросом: неужели есть еще что-то несказанное, непрочитанное? И накануне дня рождения барда, который отмечается 25 января, позвонила писателю Николаю Андрееву, автору книги «Жизнь Высоцкого».

Материалы для книги Андреев собирал с конца 80-х и лишь в прошлом году, когда собранное уже перевалило за 700 страниц, решился на публикацию.

Николай Алексеевич, удалось ли за этот год узнать о Высоцком что-то новое? Может, новые стихи нашлись?

— Нет, стихов новых не откопали точно. Они ведь все давно известны. Энтузиасты начали собирать рукописи поэта еще при его жизни. Так что, думаю, каких-то серьезных открытий нам тут ждать не стоит. Ну разве что случайно вдруг что-то всплывет. Как, помните, при ремонте «Таганки» два года назад нашли его четверостишие. Но пока ничего не всплывало. Я бы знал, так как поддерживаю тесную связь с исследователями творчества Высоцкого, а они — мне не чета — роют очень глубоко...

А идея книги как пришла? Ведь столько уже о Высоцком написано.

— Да, шесть или семь биографий уже вышло. Я их читал, но все они меня не устраивали как читателя. Три биографии получились с откровенно желтым оттенком — водкабабы-наркотики и так далее. Хорошую книгу написал литературовед Владимир Новиков, но в силу профессии слишком много внимания уделил в ней анализу стихов, там был явный перекос в научную сторону. Остальные написаны серьезно, но авторы все равно сбиваются почемуто на какой-то ернический тон. Нет там мощи этого человека, натуры его. А ведь Высоцкий — это действительно великая фигура была, без всяких кавычек. И его величие подтверждается тем, что интерес к нему со временем только растет, в том числе и у молодежи, которая не могла видеть и слышать его вживую.

Вы были знакомы?

— Шапочно. Был пару раз в общих компаниях, видел все его спектакли, был на концертах. Но я получил представление о его натуре, хотя абсолютно уверен, что эта личность не разгадана до сих пор, поэтому и манит, и будоражит так. Мне всегда не давал покоя вопрос, почему он так быстро ушел. Понятно, что там здоровье уже было никакое, но дело-то не только в водке или наркотиках, в книге я попытался проанализировать это. Или вот в детстве, юности, в Школестудии МХАТ он был середнячком, а потом вдруг такой взлет, такой накал и мощь! И ведь стал не только феноменом культуры — общество становилось другим под влиянием его песен. Откуда, почему? Загадка...

Как относитесь к тому, что на аукционах стали появляться вещи Высоцкого, которые выставляют члены его семьи?

— Нормально совершенно. Причем я за то, чтобы выкупали их именно частники, а не государство. Это надежнее. Далекий пример приведу. В свое время у нас была богатейшая коллекция французских импрессионистов, которую собрал московский купец Сергей Щукин. Но когда началась индустриализация, Сталин многое просто распродал. Так что частники — меценаты, истинные ценители часто сохраняют лучше, чем государственные структуры.

11 июня 1980 года, за месяц с небольшим до смерти, Высоцкий расстался с Мариной Влади: проведя несколько дней вместе с ней во Франции, он уезжал в Москву. После его кончины вдова нашла дома открытку, на которой были записаны эти строки:

Фрагмент последнего стихотворения Владимира Высоцкого

И снизу лед, и сверху — маюсь между:

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду,

А там — за дело, в ожиданьи виз.(...)

Мне меньше полувека — сорок с лишним,

Я жив, тобой и господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним.

amp-next-page separator