Театральные критики и литературоведы неустанно говорят о том, что «высшие силы сохранили последний спектакль российской империи» / Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

Александринка привезла в Большой театр свой главный шедевр

Развлечения
Гастроли Александринского театра в Москве начались с выставки, развернувшейся в Музейном и Хоровом залах Большого театра.

«Последний спектакль Российской империи «Маскарад», - так называется экспозиция, экспонаты которой привез Александринский театр. Художественный руководитель Александринки Валерий Фокин поставил драму Лермонтова «Маскарад», используя символику, режиссерский рисунок шедевра Всеволода Мейерхольда. Спектакль Фокина, которым открываются гастроли театра, назван «Маскарад. Воспоминания будущего».

Время безоговорочно поставило «Маскарад» Мейерхольда на вершину триумфа. Спектакль, вышедший в разгар Февральской революции 25 февраля 1917 года, шел на сцене Александринки 30 лет. И это несмотря на запрет упоминать фамилию режиссера. Мейерхольда расстреляли 2 февраля 1940 года. Историю спектакля, уцелевшего вопреки всему, называют «детективной». Заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров рассказал «ВМ» о «несгораемом» творение Мейерхольда:

- Мейерхольд ставил «Маскарад» в течение шести лет. Постановка стала самой дорогой за всю историю театрального мира царской России. 300 тысяч золотом ушли на «Маскарад», и это сумма сказочная. Мейерхольд считал Арбенина – воплощением Демона в облике человека, и его интересовали исключительно вопросы борьбы добра и зла, света и тьмы. Спектакль снят с репертуара Александринского театра 2 июля 1941 года после бомбежки в Ленинграде. Власть вынесла постановление: «Спектакль снять, но полностью все декорации, костюмы, документы сохранить», - рассказал Александр Чепуров.

Мейерхольд ставил «Маскарад» в течение шести лет / Фото: Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва»

Красный занавес с Арлекинами, игральными картами по сей день – главный занавес Александринки. В Москву привезли его копию. А также костюмы героев. Художник Александр Головин – он же автор знаменитого портрета Мейерхольда, создал декорации, 380 костюмов для спектакля и макеты мебели. На выставке в Большом театре представлены – платья, шубка Нины и описать эту красоту невозможно. Когда смотришь на эскизы, поражаешься тому,  насколько серьезно до революции великие мастера относились к своим театральным работам.

Валерий Фокин рассказал о том, что перед тем, как приступить к постановке своего «Маскарада», он изучил каждый штрих, каждый знак спектакля Мейерхольда:

- Да, я попытался реконструировать спектакль Всеволода Эмильевича. В деталях. Восстановил костюмы Головина. «Маскарад» - первый драматический спектакль, который будет сыгран за всю историю Большого театра на его исторической сцене. Это уникальный случай. Правда, мы играли «Маскарад» на многих сценах, но сцена Большого театра – это сцена Большого театра, - сказал перед премьерой Валерий Фокин.

Театральные критики и литературоведы неустанно говорят о том, что «высшие силы сохранили последний спектакль российской империи». Сегодня уже никто таких спектаклей не ставит по многим причинам. И скорости стали другими, и деньги – на вес золота, и законы театра иные. Да и век символизма, с его изысками, ушел в небытие.

Мейерхольд ставил «Маскарад» в течение шести лет / Фото: Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва»

Мейерхольд шаг за шагом описал в своих дневниках – как он работал над одной из самых сложных пьес мировой драматургии. Лермонтов был юношеской любовью Мейерхольда. Пенза, где жил Мейерхольд, - колыбель Лермонтова (здесь Тарханы). Парадокс был в том, что критика дореволюционной России от постановки Мейерхольда не оставила живого места, но, как ни странно, после Октябрьской революции рабочий класс обожал «Маскарад». Люди стремились к красоте, а в «Маскараде» было столько красоты, как во всей рухнувшей Российской империи.

В Академическом театре Вахтангова идет «Маскарад» в постановке Римаса Туминаса. Этот спектакль – предельно аскетичный и в отличие от фантазийного великолепия Мейерхольда – монументальный. Арбенин в постановке Туминаса – не дьявол, а не несчастный человек, ослепленный ревностью, гордыней и властью мужа. У столичного зрителя есть возможность сравнить два «Маскарада» - петербургский и московский.

Театральный критик, профессор Алексей Бартошевич:

- Спектакль Валерия Фокина «Маскарад» - это сильное и важное произведение театрального искусства, в котором современный язык театра соединяется с традициями Александринского театра и спектаклем Всеволода Мейрхольда 1917 года.

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator