На выставке представлены редкие снимки, ставшие хрестоматийными для истории визуальной культуры / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

В Москве открылась выставка уникальных, первых в мире фотографий

Развлечения
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет первую в России выставку работ одного из изобретателей фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота.

На выставке представлены редкие снимки, ставшие хрестоматийными для истории визуальной культуры, — 146 отпечатков из собраний Национального музея науки и медиа в Брэдфорде и Музея Виктории и Альберта в Лондоне (Великобритания), а также устройства для создания изображений — камера-обскура и камера-лючида — из собрания Политехнического музея в Москве.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак отметила, что имя Тальбота в истории фотографии также значимо, как имя Леонардо да Винчи в истории живописи.

Имя Тальбота в истории фотографии также значимо, как имя Леонардо да Винчи в истории живописи / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

- Благодаря этому человеку фотография стала искусством, а не просто инструментом отображения реальности. Выставка, которую мы представляем в музее, чрезвычайно важна для понимания того, как движется искусство, и из чего оно вырастает. Получить ее было чрезвычайно трудно — мы готовили этот проект шесть лет. Теперь мы имеем возможность прикоснуться к подлинным работам мастера, и это для нас большое счастье, - сказала Лошак.

Куратор выставки Ольга Аверьянова заявила, что Уильям Генри Фокс Тальбот вошел в историю фотографии, скорее, как печальная фигура. Практически одновременно с французом Дагером он открыл способ получения изображения, но не на медной посеребренной пластине, как у Дагера (его метод был назван по имени изобретателя – дагерротипией), а используя просоленую обычную бумагу.

Сотрудники ГМИИ готовили эту выставку шесть лет  / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

- Свой способ Тальбот назвал «калотипией» - от греческого слова «калос» - красивый и «типос» - отпечаток. Он был крупным ученым, интересовался многими вещами: математикой, ботаников, расшифровкой древней клинописи. К фотографическим опытам английского аристокарата побудило неумение рисовать. В то время каждый представитель аристократического сословия должен быть уметь скакать на лошади, фехтовать, знать несколько языков, музицировать и рисовать. С последним у Тальбота совсем не получалось и он решил испробовать новые технологии, - сказала Аверьянова.

Посетители выставки сразу попадут мало освещенное помещение – оказывается, что представенные снимки нельзя долго держать на свету, иначе они просто могут выцвести.

Фотографии прибыли из Англии уже в рамах, а сами небольшие (с почтовую открытку) снимки установлены на слой специальной защитной фольги и защитного бескислотного картона – иначе изображение может исчезнуть.

Выставка продлится до 8 апреля  / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Как считает куратор выставки, именно с Тальбота началась и художественная фотография – в дагерротипию сразу ринулись жадные дельцы, а калотипией занимались не ради денег – хотя оба эти процесса существовали параллельно до изобретения получения негативов на стеклянных пластинах.

Несмотря на несовершенство процесса Тальбота, снимки выглядят очень хорошо. Устроители даже хотели установить стационарные лупы, чтобы посетители смогли увидеть мельчайшие детали, но английские музейщики делать это запретили, опасаясь попадания сильных солнечных лучей, которые могут повредить изображения.

amp-next-page separator