Ирина Розанова в роли Риты в сериале «Садовое кольцо» / Фото: Пресс-служба Первого канала

Ирина Розанова: Для всех не напляшешься

Развлечения
Премьера 12-серийного фильма "Садовое кольцо" стартовала на Первом канале. В одной из ролей снялась Ирина Розанова, которая рассказала "Вечерке" о своей новой работе.

Ирина Розанова — золотой фонд нашего кино. Фильмы, в которых она снималась, любимы зрителями и стали классикой нашего кино.

— Ирина Юрьевна, новый сериал показывают поздним вечером. Объясняют это в том числе и тем, что в фильме много провокационных сцен. Это действительно жесткое кино?

— Да, это жесткое кино. Но честное и очень настоящее, на мой взгляд. Мы все долго ждали эту премьеру. Детективный сюжет, интересный, закрученный…

— Валерий Тодоровский, выступивший продюсером сериала, видимо, знает какие-то волшебные слова, ведь в его проектах снимается всегда целая россыпь звезд…

Все знают, из какой он семьи, какие это талантливые люди, какой талантливый сам Валера. Помнят Петра Ефимовича Тодоровского, его великого отца. Валера Тодоровский — режиссер и продюсер, который умеет создавать и удерживать свою команду. Профессионалов такого уровня у нас мало. Если у кого-то на съемочной площадке звонит телефон, Валера может и не обратить на это внимание. Но если такая ситуация повторится, этот человек с ним работать уже не будет. Он держит команду, понимает, что такое дух команды, и с ним работают очень сильные профессионалы.

За роль Екатерины Фурцевой в сериале «Фурцева. Легенда о Екатерине» Ирина Розанова получила «Золотого орла». / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

— Но «Садовое кольцо» снял молодой режиссер Алексей Смирнов...

— Для меня не существует возраста в профессии. Молодой или не молодой — не важно. Алексей начал снимать фильм в 24 года, на картине мы отпраздновали его день рождения — 25 лет. Оператору нашему — Сергею Сергеевичу Медведеву — было 22! С уважением говорю «Сергей Сергеевич», потому что и он, и Смирнов — это ребята, которым мы все поверили. Очень профессиональные и талантливые ребята!

— У вашей героини в фильме есть молодой любовник. Правда, что пробы на эту роль проходили очень тяжело?

— Пожалуй, расскажу вам про молодых любовников. (Смеется.) Об этом потрясающем сценарии Анны Козловой я знала давно. Читала еще первый вариант. Сначала было два претендента на роль любовника, потом мне позвонил режиссер: «Надо сделать еще семь проб. Как мы их распределим?» Я говорю: «В один день». Он говорит: «Ты умрешь». «Нет, скорее умрут они, чем я». И когда мы попробовались с теми ребятами, я сразу сказала: «Леша, да простят меня пацаны, они красивые, молодые. Они прекрасные, большие, сильные, с огромными глазами. Но они уже для меня старые». На что Леша сказал: «Ты что, с ума сошла? Какие они старые? Им по 30 лет». Отвечаю: «Для меня старые. Если вы хотите, чтобы история была на сливочном масле, моя героиня должна быть старая-старая женщина и должен быть почти сын, должен быть ребенок. Глаза должны быть как у ребенка, и не важно, сколько ему лет». Потом было еще семь человек. Я, правда, уже на седьмом немножко не помнила, кто за кем приходил. Но это были эмоциональные пробы — не просто слова сказать, надо было заниматься аэробикой. В общем, когда все ребята прошли, я попросила: «Для разогрева давайте еще!» Это было смешно. Но в итоге появился замечательный мальчик, совсем не из тех, кто пробовался.

Рита (Ирина Розанова) и Потап (в исполнении Ильи Мирошникова) / Фото: Пресс-служба Первого канала

— Это фильм про Москву и москвичей. Для вас Москва стала родным городом?

— Знаете, она всегда была моим родным городом, ведь это историческая родина и мамы, и многих моих родственников. Вот недавно только не стало родной бабушкиной сестры, она была профессором... То есть все из Москвы. Мама когда-то окончила Московское государственное училище (ныне ВТУ им. М. С. Щепкина. — «ВМ»), ее оставили в Москве, у нее были мхатовские педагоги. Это потом мама поехала поднимать провинцию, такое было поколение… Встретила папу в Костроме. Но если бы мама не поехала туда, не было бы нас с братом и всего нашего рода. Я часто к бабушке в Москву ездила, со всеми родственниками общалась... А родилась я в Пензе, в Рязани выросла. Но всегда мечтала жить только в Москве. Мама, когда была уже в возрасте, иногда говорила мне с сожалением: «Вот уехала я, не осталась в Москве…» Я ей тогда отвечала: «Если бы ты осталась в Москве, то мне было бы очень трудно». Потому что мама была очень сильная, мощная драматическая актриса. И как всем детям таких родителей, мне, конечно, тяжелее было бы пробиваться.

— Правда ли, что родители были не очень рады вашему решению стать актрисой?

— Нельзя так сказать — «не рады». Мама была реализованная актриса, она сыграла такие роли, когда весь зрительный зал стоял… Я в первый год не поступила, хотя уже работала в театре костюмером, играла в массовках, а первый раз на сцену вышла еще в пять лет. Куда уже бежать? Мама просто всегда понимала, что это эмоциональная профессия, она требует много сил, и если нет реализованности, то она превращается в трагедию для многих актеров. И только этот вопрос волновал маму. Она даже написала письмо Катину-Ярцеву (Юрий Васильевич Катин-Ярцев (1921–1994) — актер театра и кино, театральный педагог. — «ВМ») о своих сомнениях. А когда я сдала первую сессию в ГИТИСе на все пятерки, родители дали мне 120 рублей на джинсы. Это был большой праздник, сейчас джинсы копеечные, а в то время они стоили целую зарплату. И джинсы все мечтали иметь. Мы, конечно, с подружкой проели эти деньги, потом снова копили. Потому что не знали, чего больше хотелось — джинсы или есть. Вот так.

— Как вы думаете, людям в других городах, вдали от Садового кольца, будут понятны мотивы поступков героев фильма?

— Даже не знаю... Это знак вопроса. За Садовым кольцом живут разные люди. Это же всегда неожиданно, как люди отреагируют. Пока мы снимали «Садовое кольцо», у меня других проектов не было. Я отказалась от всего. И хотя я роли быстро учу, все равно надо было полностью погружаться. Мне самой интересно, что будет с нашей картиной. Потому что мы долго ждали этой премьеры. Это действительно серьезная история, по-настоящему и честно сделанная.

— Наша сериальная индустрия прогрессирует, тем не менее запоминающихся фильмов не так много. Что должно быть в сценарии, чтобы вы согласились участвовать в проекте?

— Мне интересны разные характеры, разные персонажи. Главное, чтобы не было скучно. Недавно я была в Чите в жюри на Забайкальском международном кинофестивале. И там я услышала такой комплимент, какого еще не слышала. Ко мне подошла женщина и говорит: «Ира, Ирина Юрьевна, Ирочка, вы и гадина, вы и негодяйка, вы и хорошая… Как же мы вас любим!» Мне было невероятно приятно. Для меня роль — это передача какой-то информации, а не просто выйти покрутиться, всем показаться. Разные работы, разные картины. Кому-то нравится «Жили-были» про деревню нашу. Это абсолютно народная картина. Куда бы ни приехали, всем очень нравится.

За роль Екатерины Фурцевой в сериале «Фурцева. Легенда о Екатерине» Ирина Розанова получила «Золотого орла». / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

— Вы пересматриваете картины, в которых снимались?

— Я не любитель пересматривать свои работы. Если, например, идет какая-то картина, могу посмотреть вместе со зрителями. Для меня старые картины — это как свидание с людьми, с которыми я встречалась. Например, когда я была в Чите, там был Вадим Юсупович Абдрашитов, у которого я снималась в картине «Слуга». Попасть к нему в свое время было великое везение. Картине в этом году 30 лет. Олег Иванович Борисов, Юра Беляев — это наша команда. Такое кино, может, и снимать больше не будут, поэтому я посмотрела. Я смотрела на Олега Ивановича Борисова и думала: «Неужели я когда-то встречалась с таким великим человеком, про которого говорили: «У него ужасный характер». Но я бы сказала, что у него был характер, и это счастье, что он у него был. Он был великим человеком и актером. Сегодня я реже смотрю старый материал. Только когда это нужно с профессиональной точки зрения — запомнить, повторить по каким-то движениям.

— Сейчас очень популярны зарубежные сериалы…

— Да, я завидую. Больше ничего не скажу. Я не завидую ни гонорарам, ни славе, я завидую профессии, которой они занимаются. Там все занимаются делом, и все за это дело отвечают, и все за это дело получают. У нас это хворает.

— Успеваете что-нибудь посмотреть?

— Конечно. Мне интересно, я учусь. Это уже не сериалы, а, можно сказать, фильмы. Развернутые, длинные художественные фильмы, которые не расскажешь в одну серию. И у нас это тоже было. Когда-то были «Петербургские тайны». Ругали этот фильм, потом полюбили. У меня был сериал «На ножах» по Лескову. Фантастический проект Александра Орлова! Там снималась Лена Майорова, это практически последняя ее роль. Грустно... Мне когда-то позвонил священник из Иерусалима, из нашей миссии. Он посмотрел эту картину и говорит: «Какое кино!» Сейчас этот фильм не смотрят. Но кому-нибудь обязательно захочется увидеть. А для всех не напляшешься… Когда начинают для всех плясать, то что-то важное обязательно уйдет. Понимаете?

— Сегодня люди проводят в виртуальном мире целые дни. Какое у вас отношение к соцсетям?

— Я влезла в социальные сети, потому что поняла — нужно напоминать о себе, время такое. Потом мне стало интересно. И я, как сумасшедшая, открывала их через каждые пять секунд. Потом поняла, что с этой истерикой надо завязывать. Жизнь она все-таки проходит, а на звезды перестаешь смотреть. А я просто люблю смотреть на звезды. Я очень положительно отношусь к информации в соцсетях, к поздравлениям. Но не могу все время там быть, потому что это отдельная работа, а у меня на нее времени нет. Длинные тексты мне писать некогда. Сейчас время молодых, безусловно. Я готова его принимать. Но звезды-то не отменяйте, это же прекрасно! А то уткнулись в свои гаджеты, все общение только через них, живые голоса перестали слушать. Можно ли тебе позвонить? Свободен ли ты сейчас? Да мы раньше не задумывались даже, позвонить друг другу или не позвонить! Мы просто открывали дверь и входили.

СПРАВКА

В фильмографии Ирины Розановой более 140 фильмов, среди них «Где находится нофелет?», «Биндюжник и король», «Интердевочка», «За прекрасных дам!», «Маленький гигант большого секса», «Анкор, еще анкор!», «Петербургские тайны», «Ворошиловский стрелок», «Глянец» «Стиляги», «Каменская», «Дети понедельника» и другие.  

amp-next-page separator