Королевский замок для гостей Олега Табакова
Владимир Машков не приглашает СМИ потому, что «театр Табакова для него больше, чем театр». Это тот редкий, а быть может, единственный случай, когда для руководителя, служителя сцены, театр — не только игра, пусть даже на века, не только любовь, пусть даже самая большая, не только призвание, но и главный выбор, от которого зависит будущее человечества. Владимир Машков называет своего Учителя «Леонардо да Винчи театра», и те перемены, которые произошли в здании на Сухаревской, — что-то вроде «золотого сечения Леонардо да Винчи». Пока для многих непонятного, странного и даже пугающего.
Модернизацию Сцены На Сухаревской «злые языки» называют «королевством кривых зеркал». Машков позвал людей, чтобы показать зеркальные стены, потолки, колоны фойе и невероятные технические возможности сцены. С порога попадаешь в нереально красивый, блестящий, ослепительно яркий магический замок, напоминающий Замок Снежной королевы из сказки Андерсена. Непривычно и немного тревожно. Сразу возникает мысль: «При чем здесь Табаков, именем которого назван театр?» Если здесь и есть солнце, о котором всегда говорил Олег Павлович, и сам он был солнце, то оно искусственное и холодное. Нет привычного театрального уюта, семейной атмосферы, а будто бы ты попадаешь в царство одиночества и теряешь почву под ногами. Но возникает желание продолжить путь и найти то, что у тебя или отняли, или не дали. Своего Кая.
Владимир Машков перед спектаклем-представлением, который юные зрители назвали «рекламой», вышел на сцену и произнес красивую речь. Чувствовалось, что он волнуется:
— Все, что вы здесь видите, — это продолжение идей и задумок Олега Павловича. Все люди хотят отражать и отражаться, и для этого — зеркала. Вы не только найдите свои отражения, но и себя. Я — отражение своего Учителя. Мы, его ученики, отражение Олега Павловича. Олег Павлович считал, что «талант внутри кристалла», и поэтому в нашем театре много-много кристаллов, — объяснил «зеркальное королевство» худрук театра Владимир Машков.
В спектакле-представлении Владимир Машков — несколько старомодный герой, который ездит на ретро-велосипеде, вроде Гарольда Ллойда. Он не спешит, не прогибает спину, а уверенно и изысканно ведет за собой команду. Он очень отличается от других героев, в частности от Человека-паука — яркого представителя «зеркального мира». Возможно, Машков, выбрав допотопный способ передвижения, намекает, что «он руководствуется старой системой Станиславского», но не исключает возможностей техники, спецэффекты и даже инопланетный мир. В спектакле его герой как бы готов к нашествию инопланетных созданий, и он уверен в своей победе. В финале представления — три разноцветных клоуна из раннего спектакля Владимира Машкова «Смертельный номер». Опять-таки — люди, люди, люди, а не монстры. Очень странные, но любимые.
В спектакле-шоу просыпается заколдованное королевство, как в сказке Шарля Перро. Начинается жизнь и любовь. Владимир Машков сказал публике, что «главное для него — любовь зрителей» и ради нее он и его команда будут ставить спектакли.
Первая премьера Владимира Машкова — легендарная «Матросская Тишина». К сожалению, Владимир Львович из-за долго ремонта Сцены не успел показать спектакль в год 100-летия автора пьесы Александра Галича. Но 27 января, через 29 лет, он выйдет на сцену, которая построена с учетом его пожеланий, в роли Авраама Шварца. В 26 лет, когда он играл Шварца, Машкова не узнавали. Об этом сказала «ВМ» народная артистка России Светлана Крючкова:
— Я специально пришла на спектакль «Матросская Тишина», зная, что в главной роли — Владимир Машков, но не поверила, что это он. Поверить в такое перевоплощение было невозможно.
Сегодня Владимир Львович похож на Шварца без грима. Случилось такое превращение. Актер отражается в своих героях, и самые главные герои становятся частью его самого. Владимир Машков нашел себя среди миллиона зеркал. Точнее, его нашел Олег Павлович Табаков. И увидел в будущем большого артиста, который до конца осуществит все его мечты.
Зеркальное королевство еще потому, что первый раз Владимир Машков увидел своего Учителя среди зеркал в фильме «Король-олень» по сказке Карло Гоцци. Зеркала считаются вахтанговской «фишкой», но Вахтангов был учеником Станиславского. Как Олег Табаков, Владимир Машков...