Тринадцать фильмов претендуют на главный приз ММКФ
Как сообщил журналистам член оргкомитета фестиваля Петр Шепотинник, в этом году жюри основного конкурса возглавит выдающийся корейский режиссер, обладатель главных призов Венецианского кинофестиваля Ким Ки Дук. Кстати, его картина «Реальный вымысел» была показана в основном конкурсе Московского кинофестиваля 19 лет назад. В составе пятерки членов жюри основного конкурса Россию будет представлять замечательная актриса Ирина Апексимова, руководящая сегодня легендарным Театром на Таганке.
Что касается основного конкурса, то в него вошли 13 фильмов из Латвии, Италии, Франции, Ирана, Японии и других стран. В их числе — и три российские ленты. Это картина Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» — о дружбе двух людей разных поколений, оказавшихся на безлюдном острове Крайнего Севера, причем один старается продлить жизнь другому с помощью... компьютерных технологий. Это «Эпидемия» — полуфантастический фильм Павла Костомарова — режиссера, работавшего ранее в документалистике и бывшего оператором на картинах Сергея Лозницы, Алексея Учителя, Павла Лунгина и Бориса Хлебникова. Это, наконец, «Воскресенье» Светланы Проскуриной, эстетика предыдущих фильмов которой и ее уникальный кинематографический стиль были высоко оценены на фестивалях Локарно, Монреаля, Венеции и Канн. Кстати, Светлана Проскурина была сценаристом фильма Александра Сокурова «Русский ковчег».
По словам программного директора ММКФ Кирилла Разлогова, структура внеконкурсных программ останется прежней: «8» Петра Шепотинника, а также «Время женщин», «Русский след», «Свободная мысль». Появится и нововведение: программа «Первая серия» вводит в фестивальный оборот презентацию новейших сериалов из России и других стран. Это программа ≪Эйфория наваждений≫ Андрея Плахова.
— В ней будет, — рассказывает Андрей Плахов, — фильм с названием ≪М≫ Иоланды Зоберман, о сексуальном надругательстве над молодыми мужчинами в еврейских сектах в Израиле.
В программе есть фильм ≪Бог существует, ее зовут Петруния≫ — манифест балканского феминизма. В картине ≪Право убивать≫ проблема насилия уже на государственном уровне. А фильм ≪Пираньи Неаполя≫ о судьбах молодых людей, попавших в порочный круг мафии.
В списке программ ММКФ — ≪Время женщин≫, ≪Русский след≫. И, конечно, конкурс документального кино и внеконкурсная документальная программа ≪Свободная мысль≫.
— В этом году, — рассказывает куратор документальных программ Григорий Либергал, — ММКФ вошел в список 20 фестивалей, которые получили ≪оскаровский≫ статус: теперь документальные фильмы — победители ММКФ автоматом заявляются в шорт-лист ≪Оскара≫. В конкурсе документального кино — семь картин из России, США, Норвегии, Дании и копродукция Франции, Судана, Германии и Республики Чад. Зрителей наверняка привлечет картина ≪Анатолий Крупнов. Он был≫ Дарьи Иванковой — о творческом пути лидера рок-группы ≪Черный обелиск≫. А в программе ≪Свободная мысль≫ зрители увидят фильм французского документалиста Николя Филибера ≪Каждую секунду≫ — историю о школе медицинских сестер и братьев. Мы представим картину классиков — Вернера Херцога и Андре Сингера ≪Встреча с Горбачевым≫.
В кои-то веки появится возможность увидеть фильмы другого классика документалистики, индийца Ананда Патвардхана, будет показан его четырехчасовой фильм ≪Разум≫.