Фото: Наталия Феоктистова, «Вечерняя Москва»

«Нельзя поворачиваться спиной к манежу»: как проходят занятия в цирковом училище

Развлечения

Совсем скоро, 20 апреля, мы сможем отпраздновать Международный день цирка. И единственное в нашей стране учебное заведение, где можно получить профессию артиста цирка — это Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (известного под псевдонимом Карандаш — прим. «ВМ»). В преддверии праздника корреспондент «Вечерней Москвы» побывала в этом училище.

Занятия, начинающиеся в районе полудня, проходят прямо на манеже, причем тренируются тут все вместе. Одни жонглируют булавами, шляпами и диаболо, другие пытаются балансировать на цилиндрах, а под куполом парят воздушные гимнастки. Все это похоже на одно большое представление, но без музыки. В нем участвуют и преподаватели: координируют действия учащихся, делают им замечания.

Воздушной гимнастке Даше Конотопской 21 год. Только что, исполнив учебную программу в подвесном кубе на высоте девяти метров, она теперь спускается на манеж.

— Цирк обожаю с четырех лет, — рассказывает Даша. — В детстве лучшим для меня подарком был билет на представление: мне очень нравилось смотреть на воздушных гимнасток. К сожалению, у нас в семье нет артистов, и перед тем, как поступать в училище, я занялась спортивной гимнастикой и акробатикой. Без подготовки здесь никак. Конкурс очень серьезный: при мне из более чем 100 абитуриентов поступили только 40.

18-летняя Катя Видрашку загадочно манипулирует двумя блестящими шарами в каждой руке / Фото: Наталия Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Пообщавшись с Дарьей, начинаю осматривать зал и вдруг чувствую, как меня кто-то резко одергивает.

— Нельзя поворачиваться спиной к манежу! Это неуважение! — поясняет свои действия Дарья. 

К «полету» под куполом готовится воздушная гимнастка Ангелина Ясень. Она будет делать трюки на петлях. Девушка волнуется: недавно во время тренировки она с метровой высоты упала на манеж.

— Ангелина выполняла обрыв: висела вниз головой на подколенниках, должна была резко выпрямить ноги и зацепиться ступнями за петлю, — рассказывает ее преподаватель Иоланта Страдомскайте. — Но ошиблась и пролетела вниз около метра. Упала на спину. К счастью, все обошлось. Простой ушиб. А травмы здесь — не редкость, это специфика нашей работы. 

Егора Лялина в цирковую студию в пять лет отдала бабушка. Неуемную энергию ребенка нужно было куда-то направить. Сейчас ему семнадцать, он умеет жонглировать сразу семью шляпами.

— Тренируюсь с утра до вечера, — говорит Егор.

18-летняя Катя Видрашку загадочно манипулирует двумя блестящими шарами в каждой руке / Фото: Наталия Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Рядом 21-летний Ярослав Согласов жонглирует диаболо. Эту фигурку в виде двух конусов нужно ловить веревкой. Одновременно он подбрасывает сразу шесть таких игрушек.

— У нас цирковая династия: бабушка с дедушкой были воздушными гимнастами, а у родителей свой цирк, с которым они выступали по миру, — рассказывает жонглер. — Я ездил вместе с ними и как-то увидел, как один парень подбрасывает диаболо... Меня это так впечатлило!

18-летняя Катя Видрашку загадочно манипулирует двумя блестящими шарами в каждой руке. Она учится на иллюзиониста.

— Это магические шары, они гипнотизируют зрителя, — поясняет Катя. — Заняться фокусами меня вдохновили шоу Дэвида Копперфильда и Гарри Гудини. Пока что мой самый интересный и сложный трюк — это летающая трость. Смысл его заключается в том, что трость без помощи чего-либо нужно «заставить» как бы парить в воздухе.

Четыре девушки на ковриках активно качают спину, делают растяжку. Это эквилибристки Маргарита, Полина, Ева и Катя.

— Сейчас покажем нашу новую стойку — «фонтанчик», — говорит преподаватель Евгений Маликов. Три девушки ложатся животом на манеж, сгибают ноги в коленях и соединяют их стопами, чтобы четвертая артистка сделала на них стойку на руках. И, прогнувшись, выполнила поочередно то прямой, то поперечный шпагаты. По напряжению в лицах эквилибристок заметно, что девушкам непросто удержать равновесие.

— Сейчас это самое сложное из того, что они умеют, — говорит преподаватель. — Здесь виден огромный труд, раньше они не умели даже стоять на руках. Кстати, у нас занимаются самые обычные девочки, не из цирковых семей. Просто в какой-то момент они увидели красивые номера и загорелись желанием стать артистками.

21-летний Ярослав Согласов жонглирует диаболо / Фото: Наталия Феоктистова, «Вечерняя Москва»

По словам старшего инспектора манежа Александра Гингольда, в училище важно соблюдать дисциплину.

— Ни в коем случае нельзя трогать чужой реквизит, — говорит он. — Считается, что все предметы воодушевлены. Поэтому неудивительно, что реквизиту даются имена. А если кто-то вдруг пересек дорогу артисту перед самым выходом на манеж, номер может не получиться. Нельзя переходить артисту дорогу!

Директор училища Валентина Савина отмечает, что так называемых династийных цирковых детей среди студентов совсем немного. Однако и случайным людям попасть сюда не удастся.

— К нам приходят ребята, которые уже знакомы с цирковым искусством, — рассказывает Валентина Савина. — Например, те, кто уже участвовали в цирковой самодеятельности и многое умеют. Свои навыки эти дети демонстрируют на вступительных экзаменах.

Отбирают в училище в три этапа. Сначала ребят спрашивают, кем они хотят стать, в каком направлении развиваться. Затем они проходят тщательную медицинскую комиссию, демонстрируют музыкальный слух и то, что они умеют. 

— Мы смотрим на физическую подготовку, строение тела, особенно позвоночника. Никаких патологий быть не должно, — отмечает директор.

Третий этап отбора — импровизация или показательное выступление. Оценивают ребят преподаватели всех отделений, а также известные цирковые артисты.

В училище учатся четыре года. Здесь готовят жонглеров, акробатов, воздушных гимнастов, эквилибристов, клоунов, эстрадных артистов-шоуменов, певцов. А вот на дрессировщиков тут не учат — это династийная профессия. У каждого дрессировщика есть свои прирученные животные, которые содержатся в цирках и передаются из поколения в поколение.

amp-next-page separator