Московский международный кинофестиваль стартует в 41-й раз
— Если говорить об изменениях последних 15 лет, — рассказывает президент Московского международного кинофестиваля Никита Михалков, — то фестиваль наконец набрал ту мощь, которая позволяет ему работать без «ручного руководства». Он собирает самые разные программы, и это возможность быть в курсе всего того, что происходит в мировом кинематографе, что волнует людей, что нового наблюдается в пластике, в языке кино. Кроме конкурсов, демонстрируются программа Петра Шепотинника «Восемь с половиной фильмов», которую я считаю одной из самых успешных, и «Эйфория наваждений» Андрея Плахова. А «Фильмы, которых здесь не было» — самая «соленая» подборка картин, которые никогда не получили бы возможность быть показанными в прокате в России. Эта программа провокационна, но фестиваль — именно то место, где подобные ленты и надо показывать. И если здесь появляются скандальные фильмы — это хорошо, потому что есть возможность обмена мнениями.
Откровенно говоря, кризис мирового фестивального движения, о котором столько говорится в последний год в профессиональной среде, не мог не сказаться и на подготовке ММКФ.
— Но, несмотря на трудности, мы все-таки сформировали достойную, интересную программу, — говорит программный директор фестиваля Кирилл Разлогов. — Она сможет удовлетворить вкусы самого взыскательного зрителя. Что касается фестивального кризиса, то он связан с тем, что в современном мире сегодня присутствует сочетание показов картин в кинотеатрах и в Интернете, а фестиваль класса А, к коему относится ММКФ, подразумевает право именно премьерного показа.
Стараясь соблюсти это право, все мы постоянно сталкивались с особенностями законодательства о кино и фестивалях, как в отдельных странах, так и в Евросоюзе в целом.
Важным оказалось и другое: смена поколений в кино, мутация вкусов критиков и зрителей, а также глобальные изменения культурного, технологического и художественного контекста. Поэтому в нынешней программе появились новые (или хорошо забытые старые) элементы, которые, надеюсь, обострят полемику как внутри, так и вокруг фестиваля.
Формируя те или иные программы, «отборщики» признаются, что отталкивались в первую очередь от текущего кинопроцесса. Весьма, кстати, далекого от однородности киноискусства классических периодов.
— В стихии артхауса, например — и это новая тенденция — все чаще появляются премьеры грядущих коммерческих хитов, — рассказывает Кирилл Разлогов.
Так действительно было далеко не всегда. Стоит вспомнить, что Московский международный кинофестиваль — один из старейших в мире. Впервые он проводился в 1935 году, и председателем жюри был сам Сергей Эйзенштейн.
Фестиваль за годы претерпел большие изменения, однако в его программах мы находим имена Федерико Феллини, Валерио Дзурлини, Канэто Синдо, его посещают София Лорен, Элизабет Тейлор, Симона Синьоре, Жан Маре.
Формируя те или иные программы, «отборщики» 41-го Московского международного кинофестиваля отталкивались в первую очередь от особенностей текущего кинопроцесса.
Новое и хорошо забытое старое
— На ММКФ, — продолжает свой рассказ программный директор кинофестиваля Кирилл Разлогов, — международные и российские премьеры, помимо конкурса, составят программу «Спектр». Старение населения земного шара и, соответственно, киногероев, особенно в странах Востока, найдет отражение в возрождении программы «Третий возраст». С некоторым опозданием, но мы все же реагируем и на растущее значение телевизионных сериалов в отечественной и мировой культуре. Новая программа «Первая серия» введет в фестивальный оборот презентацию новейших сериалов из России и других стран.
По словам Кирилла Разлогова, в эту часть программы ММКФ старались отбирать сериалы, сделанные по канонам большого, высокохудожественного кино. И, как оказалось, найти такие, еще нигде не «засвеченные», очень непросто. Традиционно на ММКФ сильна и деловая часть.
Наряду с нововведениями, которые многим покажутся спорными, зрители найдут в репертуаре 41-го ММКФ и традиционные подборки, которым, хотелось бы надеяться, удастся избежать опасностей застоя и стагнации.
— В программах от «Восьми с половиной фильмов» и «Эйфории наваждений» до «Русского следа» заложен фундамент стабильности ММКФ, — комментирует Разлогов.
К барьеру!
За главную статуэтку золотого «Святого Георгия» поборются 13 картин с широкой географией. Среди конкурсных работ — латвийско-германский фильм «Отец Ночь» Дависа Симаниса. Поклонники кино наверняка помнят любопытный фильм Симаниса «Бегство из Риги», рассказывающий о судьбах двух знаменитых рижан — Сергее Эйзенштейне и Исайе Берлине.
Герой нового его фильма буквально на глазах немецкой охраны вывел из еврейского гетто более пятидесяти человек, а потом прятал их в собственном доме. Французская картина «Медовый месяц в Згеже» Элиз Отценбергер также связана с темой холокоста.
— Как это ни удивительно, — комментирует куратор программ фестиваля Андрей Плахов, — этот фильм снят в жанре комедии. Правда, достаточно печальной комедии. Речь идет о путешествии молодой француженки в Польшу, где когда-то жили ее предки.
Картина из Бангладеш «День субботний» Мостафы Сарвара Фаруки имела огромный резонанс в его стране. Фильм непростой — речь идет о страшном теракте, совершенном фанатиками. Причем в здании, где произошел теракт, также находились мусульмане. Этот фильм отражает сложные глубинные противоречия в мусульманском мире между религией, идеологией и цивилизацией.
— Кстати, картина вызвала много протестов со стороны различных сил в Бангладеш, режиссеру даже пришлось оттуда уехать, — говорит Андрей Плахов. — Мы решили поддержать Фаруки еще и потому, что «День субботний» — это очень серьезная и честная картина.
«Моя жизнь на втором курсе» — иранский фильм, напомнивший «отборщикам» Московского кинофестиваля знаменитое «Приключение» Антониони. А вот финская «Пустота» — трагикомедия о цене успеха и муках поражения. Турецкий «Капкан» — локальная и очень оригинальная история, снятая дебютантом Сейидом Чолаком.
Конечно, российским зрителям интересны фильмы, попавшие в основной конкурс от России. Среди них фильм из Якутии «Надо мною солнце не садится» — режиссерский дебют Любови Борисовой.
— В прошлом году, — рассказывает «ВМ» Кирилл Разлогов, — победителем ММКФ стала картина из Якутии «Царь-птица». У фестиваля установились деловые связи с якутскими кинематографистами. Кино в этой республике стремительно развивается, там очень внимательно следят за мировыми кинофестивалями, но в данном случае картину отдали именно нам.
Эта лента не похожа на прошлогоднюю, она решена в философском жанре. В центре внимания режиссера — важная сегодня тема взаимодействия поколений.
Эта тема перекликается с еще одной программой фестиваля этого года — «Третий возраст», где эти темы и поднимаются. Китайский конкурсный фильм «Жизнь морских обитателей» Чжан Чи — наиболее оригинальная картина из предложенных китайской стороной.
— Это режиссерский дебют, — комментирует Кирилл Разлогов. — Фильм открывает новый талант, и возможное признание Чжан Чи на ММКФ станет в будущем хорошей визитной карточкой для него, как это уже бывало с персонами — открытиями ММКФ.
Фильм «Импровизаторы» — работа известного японского мастера Сабу (Хироюки Танака). Картина эта, по словам Кирилла Разлогова, покорила «отборщиков» тем, что в ней сочетается популярный жанр с художественной экспериментальностью и некой долей провокационности, которой ММКФ не всегда хватает. Внимания заслуживает и лента «Она смеется», поставленная еще одним режиссером-дебютантом, итальянским актером Валерио Мастандреа.
Что же касается крепких российских мастеров, то их работы в конкурсе представлены фильмами Светланы Проскуриной («Воскресенье») и Павла Костомарова («Эпидемия»).
— Светлана Проскурина работает в разнообразной авторской манере, — комментирует Андрей Плахов. — Уникальная эстетика ее фильмов высоко оценена на различных международных смотрах — в Локарно, Монреале, Роттердаме, Венеции, Каннах. Кстати, она — сценарист фильма «Русский ковчег» Александра Сокурова. А ее новый фильм рассказывает о необычном воскресном дне одного чиновника из мэрии.
Что касается Павла Костомарова, то любители кино хорошо знают его как оператора фильмов Сергея Лозницы, Алексея Учителя, Бориса Хлебникова, Павла Лунгина и по его документальным лентам. Широкому зрителю Костомаров знаком по сериалам «Чернобыль-2. Зона отчуждения» и «Закон каменных джунглей». И, наконец, нельзя не отметить казахстанскую картину «Тренинг личностного роста», поставленную Фархатом Шариповым. Лента, европейская премьера которой состоится именно на 41-м ММКФ, повествует о банковском клерке, переживающем кризис среднего возраста и находящим необычный способ выхода из него.
Страсти и навязчивые идеи
«Эйфория наваждений» — так окрестил в нынешнем году свою традиционную программу «Эйфория» Андрей Плахов.
— Если некоторые картины из этой программы и выглядят как камерные драмы, за ними просматриваются глобальные конфликты и моральные дилеммы нашего времени, — рассказал он. — Это и острейший миграционный кризис, и взрыв национализма, и переакцентировка гендерной политики, и сопротивление патриархальных традиций наступлению новой морали.
Формируя программу «Эйфория», Андрей Плахов каждый раз старается найти какую-то новую тему, такую, где сплавлялись бы современная атмосфера и основные тенденции кино. Последние годы ознаменовались разоблачительными кампаниями различных сексуальных скандалов, связанными в том числе и с церковью, и прочими историями о насилии над личностью. И в «Эйфории наваждений» будут фильмы, касающиеся этих тем.
— Будет, например, картина под названием «М», снятая Иоландой Зоберман, известная нашему зрителю по ленте «Я — Иван, ты — Абрам». Тема «М» — сексуальные надругательства над молодыми мужчинами в еврейских сектах в Израиле. Есть фильм с любопытным названием «Бог существует, ее зовут Петруния» — это темпераментный манифест балканского феминизма.
Есть в программе фильмы, в которых выводится насилие на государственном уровне, например «Право убивать». А «Пираньи Неаполя» — фильм о судьбах молодых людей, попавших в порочный круг мафии. Традиционно привлекает к себе внимание фестивальная программа Петра Шепотинника «Восемь с половиной фильмов».
— Настоящее искусство потому настоящее, что оно подспудно спорит и с устоявшимися приемами, и с новейшими технологиями, требует от человека не потребления, а соавторства, — говорит Петр Шепотинник. — В этом году в моей программе, наряду с фильмами таких известных мастеров, как Оливье Ассаяс, Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, Питер Стриклэнд, будут представлены работы дебютантов из Сербии, Швейцарии и Дании.
Документальное кино
Еще одно достижение ММКФ — он оказался в элитной группе лучших фестивалей мира по документальным программам.
— Мы вошли в список двадцати фестивалей, которые получили так называемый оскаровский статус, — говорит куратор документальной программы Григорий Либергал. — Теперь документальные фильмы — победители ММКФ автоматически заявляются в шорт-лист «Оскара».
В конкурсе документального кино в этом году семь картин из России, США, Норвегии, Дании и совместная продукция Франции, Судана, Германии и Республики Чад. Российских зрителей привлечет и фильм «Анатолий Крупнов. Он был» Дарьи Иванковой, рассказывающий не только о пути культового рок-музыканта, лидере группы «Черный обелиск», но и являющийся портретом эпохи и поколения.
Любопытны и фильмы программы «Свободная мысль». Зрители увидят картину крупнейшего французского документалиста Николя Филибера «Каждую секунду», а также картину классиков Вернера Херцога и Андре Сингера «Встреча с Горбачевым», ставшую одним из главных событий кинофорума в Торонто. У зрителей появится возможность оценить фильмы классика мировой документалистики индийца Ананда Патвардхана.
Мадс Брюггер шесть лет работал над расследованием одного из самых нашумевших преступлений ХХ века, гибели в 1961 году в Конго Генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда. И в фильме «Безнадежное дело Хаммаршельда» ему удается эту тайну распутать. Кстати, эта картина получила приз фестиваля в Санденсе. Получила призы Санденса и македонская картина «Земля меда», которую мы также представим на ММКФ.
Кроме всего прочего, на документальных спецпоказах зрители увидят фильм Марианны Яровской «Женщины ГУЛАГа» — коллекция откровенных интервью с женщинами, пережившими репрессии 1930-х годов. Из шести героинь фильма трех уже нет в живых. Заслуживает внимания и проект Николая Изволова, который на протяжении нескольких лет кропотливо восстанавливал первую полнометражную картину одного из основоположников документального кино Дзиги Вертова «Годовщина революции». От этого двухчасового фильма, как известно, сохранилось всего 12 минут. Картина Николая Изволова — событие, важность которого трудно переоценить, поскольку оно выводит нашу страну в основное русло мирового фестивального движения по новому направлению, сегодня невероятно востребованному.