Танец — это полет души
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко состоялась 25-я церемония вручения приза журнала «Балет» — «Душа танца» (реж. Андрей Меланьин), который ежегодно присуждается профессионалами как признание их творческих заслуг.
Формат приза «Душа танца» складывался постепенно, отвечая на пожелания ведущих деятелей различных направлений танцевального искусства. Его обладателями становились не только замечательные мастера, работающие в пространстве классического балета (Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Светлана Захарова, Диана Вишнева), но и те, кто посвятил себя народному, современному, эстрадному, бальному танцам. Это Татьяна Устинова, Евгений Панфилов, Владимир Кирсанов, Станислав Попов…
Надо отметить, что почти все восходящие звезды Приза стали знаменитыми артистами и творческими лидерами (Николай Цискаридзе, Дарья Павленко, Анна Антоничева, Дмитрий Гуданов). Прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина как-то сказала, что для нее «Душа танца» стала важной поддержкой в начале профессионального пути.
За десятилетия авторитет Приза окреп, география лауреатов расширилась, увеличилось количество номинаций, концерты лауреатов проходят с неизменными аншлагами.
На этот раз заветную бронзовую статуэтку скульптора Олега Закоморного получили солисты, хореографы, педагоги и деятели балетного искусств из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Йошкар-Олы… в десяти номинациях. Это — Софья Гайдукова, Ирина Колесникова, Маргарита Куллик, Виолетта Майниеце, Анастасия Сташкевич, Ксения Шевцова, Наталия Ященкова; Александр Ветров, Владимир Ким, Константин Коротков, Вячеслав Лопатин, Денис Матвиенко, Андрей Меланьин, Олег Чернасов…
По традиции имена лауреатов объявили задолго до награждения.
— Мы умышленно отказались от игровой стихии, когда несколько кандидатов представляются к награде в одной номинации, а потом на глазах публики вскрываются конверты и становится известным имя победителя, — сказала главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская. — Творцы — народ ранимый: войти в число номинантов и не получить награду обидно.
Праздничный гала-концерт лауреатов открывал шуточный детский танец из балета «Тщетная предосторожность» в исполнении учащихся Московской академии хореографии, а затем воспитанники профессора Ященковой представили фрагмент ее «Урока классического танца в мужском классе».
Солисты ансамбля народного танца имени Моисеева вдохновенно, с присущей только им выразительностью «сыграли» хореографическую миниатюру «Воскресенье», в которой блистал новый лауреат «Души» — Олег Чернасов.
Дуэт солистов «Стасика» Ксении Шевцовой и Дениса Дмитриева из балета «Призрачный бал», поставленного Брянцевым на хрустально-прозрачную музыку Шопена, стал восхитительным соединением кантилены классического танца с ее льющимися линиями и энергичной пластики современной хореографии, подчеркивающим поэтический контрапункт между мечтанием о радости встречи и неизбежным расставанием влюбленных...
Интерпретаторы пластического стиля времени Софья Гайдукова и Константин Матулевский вдохновенно исполнили «Дуэт № 25» собственного сочинения на чувственную музыку Астора Пьяццолы.
Па-де-де из балета «Сильфида» Анастасии Грачевой и одного из верных хранителей классической школы Вячеслава Лопатина строился на «тающих» позах, поющих линиях балерины и рельефных танцах партнера, который, подобно охотнику, стремится поймать ускользающую от него «дичь». В этой блестяще выстроенной романтической антитезе мечты и реальности не только глубокий эмоциональный смысл человеческих отношений, но и суть новаторского прочтения классики.
В адажио из Белого акта балета Чайковского «Лебединое озеро» певучий танец Одетты в исполнении Ирины Колесниковой сочетался с мужественным танцем Кимина Кима. Позже элегантный Кимин Ким был неповторим в образе Бога ветра в па-де-де из балета Дриго «Талисман», которое он вдохновенно станцевал в паре с Анастасией Нуйкиной.
Выдающийся премьер Денис Матвиенко виртуозно, с чувством представил монолог «Виновен», поставленный Эдвардом Клюгом на волшебную музыку Шопена, а Константин Коротков из Марийского оперного театра с восхитительной Ольгой Челпановой были неповторимы в па-де-де из балета Пуни «Эсмеральда».
Гала закончился, как и положено праздничному концерту, веселой сюитой танцев, на этот раз — мексиканских, в искрометном исполнении артиста Ансамбля народного танца Игоря Моисеева.