7 малоизвестных полотен Павла Филонова

Развлечения

Картины основателя школы аналитического изобразительного искусства, одного из самых пролетарских и революционных художников, мало выставлялись при жизни, да и после смерти в блокадном Ленинграде в 1941 году не допускались в отечественное выставочное пространство до 1988 года. 

В своих работах Филонов показывал одновременно историческое и космическое единство, проникая за "внешнюю оболочку" модели и отображая внутренний мир не психологически, а физиологически. От кубизма он отказался, так же, как и от психологизма, его искусство было органическим. Главной своей целью художник ставил изображение природных процессов и их обобщение живописной формулой. Странный нищий художник брался обучить своему методу абсолютно любого человека. И никогда не просил денег за занятия. Свой метод письма он называл аналитическим: "Я хочу, чтобы художник смотрел оком знающим, а не оком видящим", - говорил он. Над своими картинами мастер работал по 18 часов в сутки.

В настоящее время конечное число полотен Филонова остаётся загадкой - свои многочисленные работы он никогда не подписывал. "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку малоизвестных картин основателя и теоретика аналитического искусства.

"Тракторный цех" (1931-1932)

Перед нами нетипичный пример работы Филонова. И не только потому, что трактор или машина — редкость на его картинах. "Тракторный цех" - чуть ли не единственный пример коммерчески успешной работы мастера. Время от времени Филонов пытался заработать на ниве писания плакатов. Однако почти всякий раз тепел фиаско. Ведь его плакаты получались слишком натуралистичными и "контрреволюционными". И лишь на "Тракторном цехе" он смог немного заработать: картина была напечатана в виде открытки.

Автопортрет (1921) / Фото: wikipedia.org

"Крестьянская семья" (1914)

На полотнах молодой Филонов радостно объединяет растения, птиц, людей и человеколиких животных. Художника интересует рождение, как всесильный природный процесс. И он идет в своем исследовании дальше — к рождению мысли, создавая серию картин "Головы".

Фото: Artlemon.ru

"Живая голова" (1923)

Перед нами вскрытый череп, но при этом голова живая и зритель может видеть, как бурлит в ней рождающаяся мысль. "Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи в каждый атом цвет. Чтобы цвет въедался в атом, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом", - говорил художник ученикам.

Фото: wikipedia.org

"Формула весны" (1927-1929)

На своих странных полотнах художник пытался найти живописную формулу природных процессов. Формула живого, органического мира, возможность изображения биологической универсальности рождения приводит Филонова к нефигуративной живописи. В "Формуле весны" изображены не конкретные объекты, а делящиеся клетки, ток древесных соков, запахи цветов и пение птиц.

Фото: Artsait.ru

"ГОЭЛРО" (1931)

Филонов был уверен в том, что он творит революцию в искусстве, анализируя и синтезируя происходящее вокруг. На этом полотне мы видим Владимира Ленина, создающего ГОЭРЛО (Государственную комиссию по электрификации России – прим. "ВМ"). Вождь объединяет в себе прошлое в цилиндрах, настоящее (вздымающий руки пролетариат) и бледные, только проявляющиеся лики будущего.

Фото: wikipedia.org

"Композиция" (1938)

Филонову не хватало денег на холст и он был вынужден писать "Композицию" маслом на бумаге. Картина состоит из множества людей - мысль о человеческой тесноте приходит сама собой. Здесь и рождение, и юность, и зрелость, и старость и смерть — всё связано в единое целое. Здесь настолько тесно, что никому больше не остается места. Кроме того, полотно можно рассматривать, перевернув его вверх тормашками или под любым углом.

Фото: wikipedia.org

"Лики" (1940)

Всю жизнь Филонов писал головы. Эти последние работы, созданные незадолго до смерти, выглядят особенно современно. Кажется, что они написаны после изучения последних современных данных об устройстве человеческого мозга. Возникает впечатление, что природа, концентрируюсь и постоянно обновляясь в памяти человека, высвечивает эти лики из своего единства.

Фото: Staratel.com

"Смутьян холста", - как назвал Филонова поэт Алексей Кручёных, никогда не продавал своих картин. Он был уверен в том, что его метод имеет революционное, всемирное значение и берег работы для будущего музея аналитического изобразительного искусства. Однако мечтам художника не суждено было сбыться. Музей так и не был создан, а первую его выставку зрители увидели лишь в 1988 году. "Надо признать, что до сих пор, несмотря на всю оригинальность и нестандартность художника, о нём не знают. Почти никто. И почти ничего", - признаёт ведущий сотрудник Русского музея Алексей Курбановский.

amp-next-page separator