Через Вселенную: 55 знаменитых песен The Beatles

Развлечения

В этот день в 1957 году любитель джазовой музыки Алан Ситнер открыл в Ливерпуле клуб "The Cavern" ("Пещера"). Изначально в нём выступали только джазисты, однако вскоре к ним присоединились исполнители музыки скиффл. В составе одной из скиффл-групп, The Quarrymen, на сцену вышел совсем ещё юный Джон Леннон.

Заведение приносило Ситнеру одни убытки и он принял решение продать его предпринимателю Рэю Макфоллу, при котором частыми гостями "Пещеры" стали рок-группы. Впервые The Beatles выступили на сцене клуба в 1961 году, дав в нём в общей сложности 292 концерта. В марте 1973 года "The Cavern" был закрыт, но и "Битлов" к тому моменту уже не существовало.

За восемь лет совместной деятельности The Beatles выпустили 13 альбомов, каждый из которых вошёл в золотой фонд мировой музыки. Многие известные рок-музыканты признают, что стали таковыми под влиянием песен "Битлов". В списке величайших исполнителей всех времён, составленном журналом Rolling Stone, The Beatles находятся на 1-м месте.

"Вечерняя Москва" предлагает вам пробежаться по истории легендарного коллектива и вспомнить самые известные песни незабываемой четвёрки.

She Loves You (сингл, 1963)

Летом 1963 года "Битлы" участвовали в совместном концертном туре по Великобритании вместе с Роем Орбисоном и группой Gerry & The Pacemakers. Идея написать песню с рефреном "yeah, yeah, yeah" пришла Леннону и Маккартни по дороге в Ньюкасл, по приезду в гостиницу она уже была готова. Вскоре композиция оккупировала первые места в чартах Великобритании, США, Норвегии и других стран, став самым продаваемым синглом The Beatles за всю историю.

I Want to Hold Your Hand (сингл, 1963)

С этой песней связан беспрецедентный успех The Beatles в США и начало так называемого британского вторжения. Причину популярности песни биограф группы Хантер Дэвис объясняет тем, что задумывалась она как пародия на госпел. К моменту выхода песни в Европе уже вовсю бушевала битломания, однако Америка оставалась неприступной твердыней для британских звёзд. Всё изменилось после того, как "I Want to Hold Your Hand" чуть ли не случайно попала в ротацию одной из американских радиостанций - неофициальная премьера вызвала шквал телефонных звонков радиослушателей и бум предзаказов на пластинку с переизданием сингла.

From Me to You (сингл, 1963)

Композиция стала одной из последних песен The Beatles, авторство которой обозначено как "McCartney-Lennon", уже вскоре авторство всех их общих песен стало обозначаться привычным "Lennon-McCartney". Название песни было навеяно рубрикой писем в журнале New Musical Express ("From You to Us"). Маккартни неоднократно отмечал, что их ранние песни нередко включали в себя слова "я", "меня" или "ты" - как способ сделать их "очень прямыми и личными". "Впервые я подумал, что мы действительно круты, когда лёжа как-то утром в постели я услышал, как молочник насвистывает "From Me to You". Да что там, я уверен, что как-то слышал, как даже птица её насвистывала. Клянусь, я слышал!", - вспоминал он.

I Saw Her Standing There (из альбома "Please Please Me", 1963)

По словам Маккартни, при сочинении этой композиции он заимствовал басовый рифф из песни Чака Берри "Talkin' About You". "У меня было "She was just seventeen", а потом "Beauty queen". Когда я показал это Джону, он расхохотался, после чего сказал: "Ты шутишь по поводу этой строчки, правда?" Это был один из первых случаев, когда он сказал о том, что нужно что-то изменить". Песня начинается с характерного отсчёта "One, two, three, four!" - обычно такие отсчёты при окончательном сведении удалялись, однако продюсер Джордж Мартин решил его оставить, так как хотел добиться более "живого" звучания альбома. Впоследствии песню исполняли Элтон Джон, Стинг, Джерри Ли Льюис, Джерри Гарсия, группы The Who, Led Zeppelin и многие другие.

Please Please Me (из альбома "Please Please Me", 1963)

Изначально песня задумывалась как баллада в духе Роя Орбисона, однако Джордж Мартин посчитал её "невероятно занудной" и предложил ускорить темп. После радикальной переработки он заявил, что песня станет первым значительным хитом группы – стоит ли говорить о том, что так и произошло?

Love Me Do (из альбома "Please Please Me", 1963)

Пол Маккартни сочинил эту песню, когда ему было 16 лет. Позже он доработал её с Ленноном. Композиция была записана в трёх версиях с тремя разными барабанщиками (Ринго, Питом Бестом и Энди Уайтом) – после долгих раздумий на пластинке было решено выпустить версию со Старром. Популярности песни способствовал не только легко запоминающийся текст, но и яркое соло, исполненное Джоном на губной гармонике.

Do You Want to Know a Secret? (из альбома "Please Please Me", 1963)

Вдохновением для Леннона и Маккартни послужила композиция "I’m Wishing" из мультфильма "Белоснежка и семь гномов". Песня начинается с первых двух строк из мультфильма: "Want to know a secret? Promise not to tell?" ("Хочешь узнать секрет? Обещаешь никому не рассказывать?"). Несмотря на сомнения Пола, место у микрофона занял Джордж. В интервью 1980 года Леннон рассказывал: "В ней было всего лишь три ноты и он не был самым лучшим певцом в мире".

A Taste of Honey (из альбома "Please Please Me", 1963)

В "гамбургские" времена The Beatles приходилось исполнять великое множество эстрадных баллад, знатоком и любителем которых был Маккартни. Он и предложил сделать новую аранжировку известной песни Бобби Скотта и Рика Марлоу, написанной для бродвейской постановки британской пьесы "Вкус мёда". В 1962 году оригинальная мелодия получила Grammy в номинации "Лучшая инструментальная тема". Так или иначе, в виде песни она прогремела уже в исполнении "Битлов". На концертах Леннон часто менял слова заглавной строчки на "A waste of money" ("Пустая трата денег").

It Won't Be Long (из альбома "With the Beatles", 1963)

Как и записанный месяцем ранее сингл "She Loves You", эта песня опирается на узнаваемый припев "йе-йе-йе". В последнем интервью журналу Playboy Леннон рассказал, что именно эта композиция открыла для The Beatles по-настоящему широкую аудиторию, состоящую не только тинейджеров: "Средний класс начал нас слушать только после того, как какой-то парень в Лондонской Times сказал, что мы включили "эолийские каденции" в песню "It Won’t Be Long"… Я и сегодня не представляю, что такое эти эолийские каденции".

All My Loving (из альбома "With the Beatles", 1963)

В 1980 году Джон Леннон с сожалением говорил: "Чертовски хорошая работа, а я играю довольно средненькую гитарную партию фоном". Этой композицией открывалось первое выступление The Beatles на шоу Эда Салливана в феврале 1964 года. Дважды она использовалась в фильмах группы (в "Вечере трудного дня" и "Волшебном таинственном путешествии"). Телепродюсер Алан Вейсс рассказывал, что "All My Loving" звучала в аудиосистеме реанимационной комнаты больницы имени Рузвельта в тот момент, когда была констатирована смерть Леннона.

A Hard Day's Night (из альбома "A Hard Day's Night", 1964)

Пытаясь вспомнить один из каламбуров Джона, Ринго неожиданно дал название первому фильму The Beatles – "Вечер трудного дня", после чего музыкантам пришлось спешно придумывать одноимённую песню. Именно здесь Леннон и Маккартни ввели правило, которого придерживались последующие годы – каждый пел ту часть песни, которую сочинил. Так у поклонников появилась возможность ощутить разницу между лиризмом Пола и язвительностью Джона.

If I Fell (из альбома "A Hard Day's Night", 1964)

"Это моя первая попытка написать балладу. Песня является как бы предшественницей "In My Life". В обеих песнях одинаковое созвучие: ре, си минор и ми минор. Ещё она полуавтобиографична, но это вышло не специально. По ней видно, что я уже давно писал сентиментальные любовные баллады, глупые романические песенки", - вспоминал Джон. С точки зрения структуры, это самая сложная композиция, сочинённая Ленноном на тот момент.

And I Love Her (из альбома "A Hard Day's Night", 1964)

Ответ Маккартни на ленноновскую «If I Fell» и одновременно признание в любви Джейн Эшер. Одна из самых простых, нежных и чувственных песен The Beatles того времени. На альбоме "Anthology 1" (1995) был издан второй дубль песни, имеющий несколько отличий от оригинала (короче на 40 секунд и без гитарного риффа Харрисона).

Can't Buy Me Love (из альбома "A Hard Day's Night", 1964)

"Can't Buy Me Love" - одна из немногих композиций The Beatles, которую можно сравнить с классикой рок-н-ролла. Своё знаменитое соло Харрисон добавил к уже готовой записи, на опыте убедившись в том, что импровизация без домашних заготовок не является его сильной стороной. В 1966 году Маккартни говорил: "Лично я считаю, что любую вещь можно истолковать как угодно, но когда я слышу предположение, что в песне "Can’t Buy Me Love" говорится о проститутке, я не выдерживаю. Это уж слишком". По его словам, идея заключалась в убеждении слушателей в том, что материальное благосостояние - поистине ценно, однако и оно не может купить то, что для человека действительно важно.

No Reply (из альбома "Beatles for Sale", 1964)

Текст песни, повествующей о молодом человеке, который никак не может дозвониться своей девушке, Леннон написал под впечатлением от композиции группы The Rays "Silhouettes". Изначально Джон планировал исполнить более высокую партию в гармонически богатых фрагментах песни, однако при записи выяснилось, что верхние ноты лучше получаются у Маккартни.

Eight Days a Week (из альбома "Beatles for Sale", 1964)

Недавно открывшие для себя возможность уведения звука в конце записи, в этой песне The Beatles сделали очередной шаг вперёд и начали плавно вводить звук в начале. Название родилось из диалога Леннона с шофёром, сказавшим, что он "работает восемь дней в неделю".

Help! (из альбома "Help!", 1965)

Леннон написал эту песню, чтобы выразить весь тот стресс, в котором он оказался из-за быстрого роста популярности The Beatles. В 1970 году он говорил, что эта композиция является одной из его любимых, правда, ему хотелось, чтобы она была записана в более медленном темпе. Он также сказал, что по его ощущениям "Help!" и "Strawberry Fields Forever" являются самыми искренними песнями "Битлов".

Ticket to Ride (из альбома "Help!", 1965)

Несмотря на традиционно совместное авторство, по словам Леннона, вклад Маккартни в эту песню ограничился только "той манерой, в которой Ринго играл на ударных". После распада The Beatles Джон с гордостью заявлял, что "Ticket to Ride" была предтечей хэви-метал. Почему бы и нет? Гудящий бас, часто повторяющиеся ударные, перегруженные гитарные партии – для середины шестидесятых композиция действительно звучала тяжеловато.

Yesterday (из альбома "Help!", 1965)

При записи этой песни впервые в истории The Beatles в работе не участвовал никто из музыкантов, кроме Маккартни - аранжировка песни состоит только из акустической гитары и струнного квартета. Согласно книге рекордов Гиннесса, на эту песню было сделано больше кавер-версий, чем на любую другую из когда-либо написанных. Маккартни утверждает, что мелодия песни пришла к нему во сне - проснувшись, он был уверен в том, что раньше где-то слышал её. "Yesterday" популяризовала жанр баллады среди рок-исполнителей и вдохновила других музыкантов на использование струнных инструментов.

Drive My Car (из альбома "Rubber Soul", 1965)

Ещё одна "тяжёлая" песня, в аранжировке которой большое участие принял Харрисон. По его предложению были записаны схожие партии как бас-, так и ритм-гитары. Эта идея появилась у него в результате прослушивания песни Отиса Реддинга "Respect".

Michelle (из альбома "Rubber Soul", 1965)

Романтическая баллада, дополненная частичным переводом на французский язык, стала одной из самых известных песен The Beatles. Маккартни начал сочинять её ещё в 1959 году на своей первой гитаре фирмы "Zenith". На одной из вечеринок в Ливерпуле музыкант услышал песню в исполнении французского студента и написал на неё шуточную пародию, чтобы развлечь друзей. В узких кругах номер пользовался успехом до 1965 года, когда Джон предложил Полу серьёзно поработать над этой песней для того, чтобы включить её в "Rubber Soul". Два года спустя композиция получила Grammy в номинации "Песня года".

Girl (из альбома "Rubber Soul", 1965)

"Кто-нибудь хочет послушать мою историю?" Простая лирическая баллада, герой которой рассказывает о девушке, которую он любит, однако, по поводу которой он испытывает определённые опасения, известна всем и каждому. По количеству кавер-версий она совсем немного уступает "Yesterday". В 1980 году Леннон отмечал, что он написал песню "Woman" как взрослую версию "Girl".

In My Life (из альбома "Rubber Soul", 1965)

После смерти Леннона в 1980 году песня превратилась в своеобразную эпитафию, посмертное приветствие былым друзьям и возлюбленным. Такой Джон её и задумывал в 1965 году, испытывая прилив любви и нежности, которых ему так не хватало в детстве.

Rain (сингл, 1966)

Эта песня считается одним из лучших би-сайдов группы (она вышла на второй стороне сингла "Paperback Writer") благодаря новаторским эффектам звукозаписи, в том числе необычному звучанию ударных и использованию фрагментов фонограмм, пущенных в обратную сторону. В поддержку сингла было снято три музыкальных короткометражки, во многом предвосхитивших эстетику видеоклипа. "Я думаю, в каком-то смысле мы изобрели MTV", - говорил Харрисон. По воспоминаниям гастрольного менеджера группы Нила Аспиналла, поводом к сочинению песни стало прибытие The Beatles в Сидней 11 июня 1964 года, ознаменовавшееся проливным дождём и отвратительной погодой. Леннон заявил: "Я никогда не видел такого дождя — разве что на Таити", позже объяснив, что песня посвящается "людям, которые вечно ноют насчёт погоды". Ринго считает партию в "Rain" лучшей из всех, записанных им за свою профессиональную карьеру: "Сам не ожидал от себя такого. Я знаю себя, знаю свою игру - и вдруг "Дождь". Высоких оценок удостоилась также партия бас-гитары, исполненная Маккартни.

Eleanor Rigby (из альбома "Revolver", 1966)

История двух одиноких людей - девушки и священника, считается одним из наиболее новаторских произведений The Beatles - в этой композиции соединились балладная мелодия, суровая маршевая поступь и отголоски церковной полифонии. Композитор Говард Гудалл говорил о ней: "Ошеломляющая перекличка безупречных мелодий, с которой в истории европейской музыки, возможно, может сравниться только Моцарт". "Eleanor Rigby" - одна из редких работ "Битлов", в которой ни один из них не играет на музыкальных инструментах - аранжировку на основе струнных создал Джордж Мартин. В 1966 году песня получила премию Grammy в номинации за "Лучший вокал в стиле рок-н-ролл". Кстати, в начале 1980-х годах на ливерпульском кладбище, прилегающем к Церкви Святого Петра Вултон, была обнаружена могила женщины по имени Элинор Ригби, а в нескольких ярдах от неё - могила некого Маккензи (священник из песни). В 1982 году на Стэнли Стрит был установлен памятник женщине, одиноко сидящей на скамье. На табличке рядом со статуей выбито : "Eleanor Rigby. "All the lonely people…"

Yellow Submarine (из альбома "Revolver", 1966)

В коммерческом плане "Yellow Submarine" стала самой важной композицией альбома "Revolver", так как именно она натолкнула музыкантов на идею создания одноимённого мультфильма. Сначала в песне речь шла о нескольких разноцветных субмаринах, но, в конце концов, осталась только одна жёлтая. В 1980 году Маккартни говорил о песне: "Однажды ночью я лежал в постели и уже начинал засыпать, и в этом полусне ко мне в голову вдруг пришла нелепая мысль о жёлтой подводной лодке: "Мы все живём на жёлтой подводной лодке…" Мне нравится всё, связанное с детьми, - то, как дети думают или фантазируют. Поэтому мне вовсе не показалась нелепой идея этой сюрреалистической, но вместе с тем и абсолютно детской песни. А ещё я подумал: раз Ринго так ладит с детьми - он похож на добродушного дядюшку - было бы неплохо, если бы он спел эту детскую, не слишком серьёзную песню. Его вокальные возможности вполне это позволяли".

Tomorrow Never Knows (из альбома "Revolver", 1966)

С уверенностью можно сказать о том, что "Tomorrow Never Knows" заложила основы психоделического рока. Потусторонний вокал, монотонные ударные и пугающие звуковые эскапады стали конечным выражением открытий и метаморфоз, произошедших с The Beatles после выхода альбома "Rubber Soul". Композиция стала настоящим Клондайком для всех, кто разбирается в звукозаписи – до The Beatles так не экспериментировал никто.

Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band (из альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", 1967)

Песня выполняет функцию увертюры и знакомит слушателей с вымышленным "Оркестром одиноких сердец сержанта Пеппера" и его лидером Билли Ширзом. Сразу же после того, как называется это имя, начинается следующая песня с вокалом Ринго Старра, что позволяет предположить, что он и есть тот самый Билли.

With a Little Help from My Friends (из альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", 1967)

"С небольшой помощью моих друзей" была написана Джоном и Полом специально для Ринго. Изначальное название песни - "Bad Finger Boogie" - позже дало имя группе Badfinger. Впоследствии композиция получила "второе рождение" после того, как её мастерски исполнил Джо Кокер.

Lucy in the Sky with Diamonds (из альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", 1967)

Текст песни, написанной Ленноном, носит сюрреалистический оттенок, а первые буквы существительных в названии образуют аббревиатуру LSD, которая в прессе 1960-х годов ассоциировалась с одноимённым наркотиком. На написание песни Джона вдохновила картинка его сына Джулиана, на которой была изображена его одноклассница Люси. Джулиан так и описал картинку — "Люси на небесах в алмазах".

She's Leaving Home (из альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", 1967)

Ещё одна композиция, при записи которой "Битлы" не играли ни на одном инструменте. "Джон и я написали "She's Leaving Home" совместно, под моим влиянием. Мы увидели историю в газете о молодой девушке, которая покинула дом и не была найдена, в то время было много таких, и этого хватило, чтобы у нас появилась фабула для песни. В общем, я стал работать над текстом: она ускользает из дома и оставляет записку, а затем родители просыпаются… Это было довольно трогательно. Мне понравилась эта задумка для песни, и когда я показал её Джону, он добавил длинные продолжительные ноты, и одна из замечательных особенностей в структуре этой песни как раз и заключается в том, что она удерживается на этих аккордах бесконечно», - рассказывал Маккартни. В 1978 году группа Genesis записала песню "Vancouver", сюжет которой практически идентичен "She’s Leaving Home" - таким образом музыканты отдали дань "битловской" нетленке.

When I'm Sixty-Four (из альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", 1967)

Песня исполняется от лица молодого человека для своей возлюбленной и рассказывает о том, как он планирует состариться вместе с ней. Удивительно, но этот текст Пол написал, когда ему было 16 лет. The Beatles использовали "When I’m Sixty-Four" в ранний период как композицию, которую они могли играть, когда ломались усилители или были проблемы с электричеством. Как утверждал Джордж Мартин, идея записать песню в студии пришла к Маккартни в декабре 1966 года, когда его отцу исполнилось 64. "Я никогда даже и не мечтал о том, чтобы написать песню вроде этой", - говорил Джон.

A Day in the Life (из альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", 1967)

По мнению многих критиков, эта песня является одной из лучших композиций за всю историю звукозаписи. Текст для неё Леннон написал после того, как узнал из газеты Daily Mail о гибели в автокатастрофе своего друга Тары Брауна. В середину текста был вставлен куплет, написанный Маккартни - тоже день из жизни, но из другой. Часть Джона описывает различные события, увиденные или прочитанные в новостях. Часть Пола описывает обычное утро: пробуждение, утренние ритуалы и т.п.

The Fool on the Hill (из альбома "Magical Mystery Tour", 1967)

Подтвердив свой рекорд сочинения абсолютной классики для каждого из альбомов The Beatles, Маккартни создал эту трогательную балладу под конец работы над фильмом "Волшебное таинственное путешествие". Демо-вариант он записал в одиночку под фортепиано, позже сделав для финальной версии изумительно лёгкую и воздушную аранжировку с привлечением трёх флейтистов. По утверждению Пола, прототипом главного героя песни был гуру Махариши Махеш Йоги: "Клеветники называли его дураком. Из-за его хихиканья его не воспринимали полностью всерьёз".

I Am the Walrus (из альбома "Magical Mystery Tour", 1967)

Шедевр музыкального сюрреализма появился на свет благодаря Джону, скрестившему три песни, над которыми он работал в то время. Когда Леннон узнал, что преподаватель в его старой школе заставляет школьников анализировать стихи The Beatles, он разбавил первые варианты стихов откровенной бессмыслицей. Морж, главный герой песни, является отсылкой к персонажу из стихотворения Льюиса Кэрролла "Морж и Плотник" из книги "Алиса в Зазеркалье". В конце песни звучит фрагмент из спектакля по "Королю Лиру" Шекспира, который был добавлен в песню напрямую из радио, транслировавшего радиопередачу пьесы по BBC Home Service. В песне Леннона "God" (1970) есть такие строчки: "Раньше я был моржом, но теперь я - Джон".

Hello, Goodbye (из альбома "Magical Mystery Tour", 1967)

Однажды Аристейр Тэйлор, работавший ассистентом менеджера The Beatles Брайана Эпстайна, поинтересовался у Маккартни, как он пишет свои песни. Пол привёл его к себе в гостиную и попросил кричать ему всё противоположное, несмотря на то, что он будет петь: "Чёрное – белое", "Да - нет", "Привет – прощай" и т.д. Вскоре композиция была готова. Позже Аристейр говорил: "Мне хотелось бы знать, действительно ли он сочинил её на ходу, или она уже вертелась у него в голове". Сам Маккартни объяснял: "Ответ на все вопросы прост. Эта песня про всё и ничего. Если у вас есть чёрное, значит у вас должно быть и белое. Это удивительная песня про жизнь".

Strawberry Fields Forever (из альбома "Magical Mystery Tour", 1967)

Одна из самых характерных работ The Beatles в жанре психоделического рока. Леннон начал писать эту песню в конце 1966-го года на съёмках фильма Ричарда Лестера "Как я выиграл войну" ("How I Won the War"). "Клубничными полями" назывался детский дом Армии спасения совсем недалеко от места проживания Леннона в детские годы на окраине Ливерпуля, называвшейся Вултоном. Одним из главных удовольствий Джона в те годы была вечеринка, устраиваемая на "Клубничных полях" каждое лето. Фонограмма песни и её сложная аранжировка свидетельствуют о том, какого изыска достигла группа в технике звукозаписи и насколько возросло влияние авангарда на музыку The Beatles. В песне широко используется наложение записей друг на друга, проигрывание плёнки в обратном направлении, многократное воспроизведение отрывка плёнки (loop) и другие аудиоэффекты. Наряду с обычными гитарой, бас-гитарой и ударными, инструментарий песни включает в себя также фортепиано, меллотрон, трубы, виолончели и экзотические инструменты, привезённые из Индии. Песня дала название мемориалу "Клубничные поля" в Центральном парке Нью-Йорка недалеко от здания "Дакота" - места, где Леннон жил в период с 1973 по 1980 год.

Penny Lane (из альбома "Magical Mystery Tour", 1967)

Улица Пенни-Лейн заслужила столь большое внимание группы из-за того, что неподалёку от неё находился родной дом Леннона. Текст песни представляет собой череду двусмысленных и сюрреалистических образов, ставших уже привычными для The Beatles: поначалу кажется, что песня повествует о ясном летнем дне, однако в то же самое время рассказывает о дожде. Джордж Мартин считал, что "Penny Lane / Strawberry Fields Forever" является наиболее выдающимся синглом группы.

All You Need Is Love (из альбома "Magical Mystery Tour", 1967)

Впервые песня была исполнена на первом в истории телевидения глобальном шоу "Our World", которое транслировалось в 26 странах мира. The Beatles было предложено выступить с композицией, содержащей простое послание, понятное людям всех национальностей. "Это была песня, сочиненная вдохновенно, и они действительно хотели направить миру послание. Хорошо то, что такое послание не может быть неверно истолковано", - говорил Брайан Эпстайн. По словам журналиста Джейд Райт, "Леннон был очарован силой лозунгов объединять людей и не боялся создать произведение искусства из пропаганды. Когда в 1971 году его спросили, являются ли такие песни, как "Give Peace a Chance" и "Power to the People" пропагандистскими, он ответил: "Конечно. Так было, например, с "All You Need Is Love". Я - революционный артист. Предназначение моего искусства - изменять".

Back in the U.S.S.R. (из альбома "The Beatles", 1968)

Несмотря на популярные мифы о посещении "Битлами" СССР, эта песня - единственное, что связывает музыкантов с Союзом. Впрочем, 20 лет спустя Маккартни записал диск "Снова в СССР", выпущенный исключительно у нас на родине. Пол объяснял своё решение не продавать альбом в других странах тем, что хотел бы, чтобы советские почитатели его творчества оказались как бы в обратной ситуации тому, что имели до этого - то есть, имели возможность купить официальный диск, в то время как фанаты на Западе ограничивались бы его переписыванием. В 1991 году Маккартни "сжалился" и альбом был переиздан по всему миру.

Ob-La-Di, Ob-La-Da (из альбома "The Beatles", 1968)

Композиция была написана в то время, когда в Британии пользовался популярностью стиль рэгги. Фразу "Ob la di ob la da" Маккартни услышал от своего друга из Нигерии Джимми Скотта. По словам звукоинженера Джеффа Эмерика, Леннон открыто ненавидел эту песню. Ринго и Джордж тоже были от неё не в восторге. Так или иначе, песня получила невероятную популярность во всём мире за счёт своей простоты и искренне весёлого настроения.

While My Guitar Gently Weeps (из альбома "The Beatles", 1968)

Харрисон написал эту песню после прочтения китайской Книги Перемен. Впоследствии он рассказал, что, задумавшись о идее релятивизма в восточной культуре, он открыл случайную книгу, и увидев в ней слова "gently weeps" ("нежно плачет"), немедленно взялся за гитару. Соло исполнил друг Джорджа Эрик Клэптон, присутствие которого в студии разрядило атмосферу напряжения в группе, возникшую на закате их творчества.

Happiness Is a Warm Gun (из альбома "The Beatles", 1968)

Леннон утверждал, что идея песни пришла к нему, когда Джордж Мартин показал ему обложку оружейного журнала, на которой значилось "Счастье - это тёплое ружьё". "Я подумал, что это высказывание было фантастическим, безумным. Если ружьё тёплое, это значит, что ты только что во что-то выстрелил", - говорил Джон. Мелодичную часть песни, начинающуюся строчкой "She’s not a girl who misses much" ("Она не та девушка, которой многого не хватает") Леннон и журналист Дерек Тейлор сочинили, находясь под воздействием ЛСД. Следующая часть, "I Need a Fix" ("Меня нужно исправить"), - была написана в типично роковом ключе, а последняя - в жанре ду-воп. Музыканты считали эту композицию "одной из немногих подлинно "битловских" песен альбома".

Blackbird (из альбома "The Beatles", 1968)

Маккартни утверждал, что на сочинение песни его вдохновила сюита ми минор Иоганна Себастьяна Баха, которую он в юности пытался играть на гитаре вместе с Харрисоном. В 2002 году Пол также отметил, что она была написана как ответ на расистские волнения в Соединённых Штатах в 1968 году. Одна из самых нежных и лирических песен The Beatles.

Helter Skelter (из альбома "The Beatles", 1968)

Успех альбома "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" был омрачён смертью менеджера группы Брайна Эпстайна от передозировки снотворного, после чего Маккартни стал постепенно отдаляться от остальных участников группы, которые ощущали себя его "аккомпанирующей группой". В надежде сбросить напряжение весной 1968 года Пол отправился на свою ферму в отдаленном уголке Шотландии, где ему на глаза попалось интервью гитариста The Who Пита Тауншенда, в котором тот называл свою песню "I Can See For Miles" "самой громкой, грубой, грязной и бескомпромиссной". "Одного-единственного абзаца оказалось достаточно, чтобы подтолкнуть меня к этому шагу. Я сел и за один присест написал "Helter Skelter", решив, что она будет самой громкой, грубой и грязной в истории The Beatles… Мне захотелось создать нечто антисоциальное; нечто такое, чего мы никогда прежде не делали. На уме у меня была история падения Римской империи. Это была песня о распаде и разложении", - говорил Пол. 9 августа 1969 года о "Helter Skelter" внезапно заговорил весь мир: выяснилось, что "Семья" Чарльза Мэнсона, устроившая кровавую резню в Беверли-Хиллз, оставила на стене название песни. На суде Мэнсон заявил, что именно она вдохновила его на убийство пятерых человек, в том числе актрисы Шэрон Тейт. После этого Маккартни не раз пытался "отмыть" репутацию "Helter Skelter". В 2005 году он исполнил её на концерте Live 8.

Revolution (сингл, 1968)

Песня была придумана Ленноном в Индии в начале 1968 года. На её написание Джона вдохновили восстание студентов 1968 года в Париже, война во Вьетнаме и убийство Мартина Лютера Кинга. "Revolution" стала первой острой социально-политической песней The Beatles, предвещавшей политическое "пробуждение" Леннона.

Hey Jude (сингл, 1968)

Песню сочинил Маккартни для утешения Джулиана, сына Джона Леннона, во время развода его родителей. "Как друг семьи, я считал своим долгом поехать в Уэйбридж и подбодрить их, сказать, что все образуется, ну, и просто навестить. От моего дома до них было около часа езды. Я всегда выключал радио и, пока ехал, пытался сочинять песни. И как-то я начал петь: "Эй, Джул, не переживай, возьми грустную песню и сделай ее лучше…" Это были оптимистичные, полные надежды слова ободрения для Джулиана: 2Да, дружище, твои родители развелись. Понимаю, что ты чувствуешь, но со временем тебе станет легче". В конце концов, я поменял "Джул" на "Джуд", - вспоминал Пол. Одна из самых добрых и светлых песен The Beatles.

Come Together (из "Abbey Road", 1969)

Первая песня на альбоме "Abbey Road" была задумана Ленноном в качестве политического объединяющего лозунга для ЛСД-гуру Тимоти Лири и его кампании против губернатора Калифорнии Рональда Рейгана. "Come Together" — профессиональный жаргон, выражение, которое использовал Лири, баллотируясь на пост губернатора штата Калифорния. Кстати, во время проигрышей между куплетами Джон повторяет фразу "shoot me" ("пристрели меня").

Something (из "Abbey Road", 1969)

"Something" стала единственной песней Харрисона, имевшей успех в американских хит-парадах в годы его служения The Beatles. Фрэнк Синатра назвал её "самой красивой песней о любви, когда-либо написанной", и сделал неотъемлемой частью своей концертной программы. Сам Джордж говорил: "В ней, по-моему, всего пять нот, и это устраивает большинство певцов. Когда я писал её, мне представлялось, как её поет Рэй Чарльз". Продюсер группы Джордж Мартин вспоминал: "Все мы - Джон, Пол и я - всегда недооценивали Джорджа как композитора. Но он упорно работал, и его песни становились все лучше, пока не стали чрезвычайно удачными. "Something" — чудесная песня, но мы недооценили её, мы никогда не думали, что он будет отличным автором".

Here Comes the Sun (из "Abbey Road", 1969)

В 1969 году Харрисон на короткое время ушёл из The Beatles, перенёс операцию по удалению гланд и арест за хранение наркотиков. "Here Comes the Sun" он написал после того, как смог на время удалиться от всех этих проблем. "Корпорация Apple стала подобна школе, в которую мы должны были приходить и стараться быть бизнесменами: "подпиши это" да "подпиши то". Кажется, что зима в Англии длится вечно, и когда приходит весна, ты её действительно заслужил. В один прекрасный день я решил забыть про Apple и пошёл в гости к Эрику Клэптону. Более не встречаясь с этими никчёмными бухгалтерами, я испытал огромное облегчение. Прогуливаясь по саду с одной из акустических гитар Клэптона в руках, я написал "Here Comes the Sun", - вспоминал Джордж. Леннон не принимал участие в записи песни, так как лечился от травм, полученных в автомобильной аварии.

Because (из "Abbey Road", 1969)

Прекрасная вокальная гармония в исполнении Джона, Пола и Джорджа, записанная с использованием трёхкратного наложения. По словам Леннона, близкое сходство песни с "Лунной сонатой" Людвига ван Бетховена не случайно: "Йоко играла бетховенскую "Лунную сонату" на фортепиано и я сказал: "А ты можешь сыграть эти аккорды в обратном порядке?» В итоге я написал "Because" вокруг них. Слова песни говорят сами за себя. Никаких выдумок, никаких неясностей". Одним из самых известных исполнителей композиции стал Эллиотт Смит, версия которого была включена в саундтрек к фильм "Красота по-американски" (1999).

Across the Universe (из альбома "Let It Be", 1970)

Песня была написана Джоном под сильным влиянием трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги. По этой причине он добавил к основному тексту мантру "Jai Guru Deva Om" ("Слава божественному гуру"). Примерно в то же время Пол записал композицию "Lady Madonna", а Джордж — "The Inner Light", которые были выбраны для сингла, и Джон решил не публиковать песню, отмечая: "The Beatles плохо записали её. Я думал, что Пол подсознательно старался разрушить все мои великие работы". Песня оставалась в тени до декабря 1969 года, когда "Across the Universe" была опубликована на благотворительном диске "No One’s Gonna Change Our World" ("Никто не изменит наш мир").

Let It Be (из альбома "Let It Be", 1970)

Песня стала последним синглом The Beatles перед тем как Маккартни объявил о своём уходе из группы. Её замысел пришёл к Полу после того, как он увидел во сне свою мать, сказавшую ему: "Всё будет хорошо, просто пусть будет так".

Get Back (из альбома "Let It Be", 1970)

"Get Back" отражала идею возвращения к живому рок-н-ролльному звуку, который присутствовал в ранних работах The Beatles. Первые варианты текста отражали сатирический и критический взгляд на отношение правого крыла к иммигрантам в Британии (Маккартни хотел высмеять ту негативную позицию, которая превалировала среди политиков и прессы), однако на пластинку попала версия, в которой некий Джо Джо "бросил свой дом в Аризоне ради калифорнийских трав".

Free as a Bird (сингл, 1995)

Песня была написана Ленноном в 1977 году, уже после распада The Beatles, но вышла лишь в 1995 году. Демо-плёнка, содержавшая ещё несколько композиций, была передана Йоко Оно Полу Маккартни 19 января 1994 года, когда Джона включили в Зал славы рок-н-ролла. Трое оставшихся в живых "Битлов" доработали запись, наложив поверх инструменты и голоса. В 1997 году "Free as a Bird" была удостоена премии Grammy в номинации "Лучшее вокальное поп-исполнение дуэтом или группой".

У фотографа Иэна Макмиллана было десять минут, чтобы сделать снимок: этот участок улицы был специально перекрыт полицией, так как уже в те времена Эбби-роуд была одной из самых оживлённых в Лондоне / Фото: wikipedia.org

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Жуки на Красной площади

Колонка нашего обозревателя Сергея Лескова

В 1960-х годах советский человек скорее поверил бы в десант марсиан на Красной площади, чем в то, что здесь будет выступать Пол Маккартни. И, конечно, никто бы не поверил в то, что в наших календарях будет отмечен Всемирный день группы The Beatles, который приходится на 16 января.

В этот день в Ливерпуле в 1957 году был открыт клуб Cavern (Пещера), в котором выступали битлы. В этот же день в 1964 году группа дала знаменитый концерт в парижском зале Олимпия.

The Beatles действительно находятся на музыкальном Олимпе. Группе принадлежат все мыслимые рекорды и достижения. В списке 500 лучших песен всех времен и народов 23 песни написаны The Beatles – больше всех (далее...).

amp-next-page separator