«Вечерняя Москва» предлагает вспомнить 7 культовых фильмов великого итальянца. / Фото ИТАР-ТАСС

Единство в многообразии: 7 культовых фильмов Бернардо Бертолуччи

Развлечения
16 марта 73-й день рождения отмечает известный итальянский режиссёр, Бернардо Бертолуччи.

Бертолуччи - личность неординарная. Поэт, писатель, синефил, коммунист, буддист, фрейдист, последователь Годара и Пазолини, создатель более 23 фильмов, ни в одном из них он не повторяется: каждый новый фильм не похож на предыдущий – жанром, сюжетом, смысловой наполненностью. Это не означает, что у Бертолуччи нет единой линии и он не обладает целостным творческим почерком. Скорее, он стремится показать многообразие жизненных форм, представляющих интерес для искусства. Переплетая социальное с интимным, находясь в поисках причины явлений в подсознании человека, он часто подходит к самой черте, но не переходит в откровенную провокацию. Его картины всегда чувственны и всегда красивы - и в смысле, и в "картинке": уже много лет Бертолуччи сотрудничает с "богом светотени", оператором Витторио Стораро.

Страстное увлечение Бертолуччи кинематографом имеет глубинные корни. Отец мальчика, Аттилио Бертолуччи, был уважаемым кинокритиком, поэтом, профессором истории искусств в итальянском городе Парме. Мать Нинетта была учительницей. Бернардо, появившийся на свет 16 марта 1941 года, с детства наблюдал, как отец пишет стихи, общается с известными личностями. Когда мальчик подрос, Аттилио стал брать его с собой на съёмки и кинопоказы.

К 16 годам Бернардо уже сделал первые кинопробы – снял любительские фильмы на 16-мм плёнке "Канатная дорога" (1957) и "Смерть свиньи" (1958). В 1958 году он поступил на философский факультет Римского университета. В то время он страстно хотел быть поэтом и активно пробовал себя в написании стихов: за поэтический сборник "В поисках тайны" он получил Национальную литературную премию. Однако вскоре судьба повела его по другому пути.

Наступили 60-е. Эта социально бурная эпоха стала таким же бурным временем поиска и развития для молодого Бернардо Бертолуччи. В 1961 году молодой человек познакомился с великим Пьером Паоло Пазолини - с этого времени в его жизни настало время перемен. Пазолини тогда ещё не был великим, а только начинал свою карьеру и готовился к съёмкам своего дебютного фильма "Аккатоне". Он хорошо был знаком с отцом Бернардо и без раздумий предложил молодому человеку стать его первым ассистентом на съёмочной площадке. Процесс работы над фильмом настолько захватил Бернардо, что тот без сожаления принял последующее решение. В 1962 году 22-летний Бертолуччи бросил университет и принялся за съёмки своего собственного дебютного фильма.

"Костлявая кума", детективная история, затрагивающая темы социальной несправедливости, человеческой сексуальности и судьбы, вышла на экраны в 1962 году. Она не вызвала особых эмоций и не стала шедевром, но была важным шагом на пути развития великого мастера, страстно влюблённого в кинематограф. Он продолжал снимать, сам писал сценарии. В то же время, романтик по духу, под влиянием Пазолини он увлёкся социалистическими идеями, участвовал в молодёжных волнениях. Многие его картины проникнуты социальной тематикой.

В ближайшие годы вышли фильмы "Перед революцией" (1964), документальный телефильм "Нефтепровод" (1967), психологическая экранизация "Двойника" Достоевского "Партнёр" (1968), короткометражный игровой фильм "Агония" для альманаха "Любовь и ярость" (1969), "Стратегия паука" по мотивам рассказа Борхеса (1970).

Пришли 70-е и принесли заслуженный успех, оправдали все сделанные ранее шаги. Сначала громкий фурор "Конформиста" (1970) – психологического исследования истоков фашизма, затем скандальная слава "Последнего танго в Париже"(1972), тонкой смеси эротики и философской драмы, следом – эпический, почти пятичасовой "Двадцатый век"(1976). Имя режиссёра достигло запредельных высот: в Италии о нём говорили с восхищением, на него возлагали надежды возрождения итальянского кинематографа, который становился всё более зависимым от международного рынка. Но вскоре удача повернулась другим боком.

80-е принесли большие перемены. За белой полосой последовала тёмная. Двух неудач подряд - фильмы "Луна" (1979) и "Трагедия смешного человека" (1981) были разнесены критиками в пух и прах – хватило, чтобы деморализовать режиссёра. В поисках смены обстановки он отправился в Англию. С этого времени начался его "космополитический" период творчества. Он начал изучать китайскую историю, на основе материалов которой и создал триумфального "Последнего императора" (1987). Это была полная реабилитация после поражений на Родине, которая принесла не только восторженные отзывы, но и "Оскар" за лучший фильм.

Наконец, 90-е и 2000-е – время долгожданного спокойствия и гармонии. Режиссёр снимал не так много, но регулярно. Он увлёкся буддизмом, много путешествовал по странам Востока. Его фильмы, снятые в это время, стабильно приносили тёплые отзывы и находили своих поклонников – и психологическая драма "Под покровом небес" (1990), и адаптация буддистских постулатов "Маленький Будда" (1993), и чувственная драма "Ускользающая красота" (1995), после 15 лет отсутствия снятая в родной Италии, и бесстыдные "Мечтатели" (2003).

Сегодня, почти на середине 2010-х, режиссёр практически не снимает: острые боли в спине мешают ему полноценно работать на площадке. Тем не менее, в 2012 году он всё же выпустил новый фильм, прекрасную историю о романтической дружбе двух подростков - "Ты и я". В 2011 году Бернардо Бертолуччи получил почётную "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля за вклад в киноискусство.

"Вечерняя Москва" предлагает вспомнить 7 культовых фильмов великого итальянца. Все они не похожи друг на друга, и в этом многообразии – их прекрасное единство.

1. "Конформист" (1970)

[OBJ Трейлер фильма "Конформист"]

В принёсшей ему оглушительную славу киноленте 30-летний режиссёр с удивительною зрелостью и глубиной исследует сущность и истоки фашизма – как формы апатии, равнодушия и конформизма масс. Перед зрителем предстаёт сложносочинённая череда воспоминаний героя, который должен совершить порученное ему фашистами убийство парижского профессора-антифашиста, своего бывшего учителя. В исследовании психологических травм детства героя Бертолуччи разыскивает причины его приспособленчества. Сложная структура повествования и новаторская кинематография этой ленты оказали влияние на последующие поколения режиссёров. В 1971 году фильм был удостоен национальной итальянской кинонаграды "Давид ди Донателло" как лучший фильм года.

2. "Последнее танго в Париже" (1972)

[OBJ Трейлер фильма "Последнее танго в Париже"]

Скандальная кинолента Бертолуччи, запрещённая из-за "порнографии" к показу в Италии (1972—1986), Португалии (1973—1974), Сингапуре, Новой Зеландии и Южной Корее, на деле куда целомудреннее и невиннее иных эротических лент, лишённых художественного содержания. Режиссёр представил перед зрителями не просто любовный роман пожилого мужчины и молоденькой женщины с откровенными интимными сценами, но, в первую очередь, трагедию о крахе надежд: о нахождении идеала, о вечной гармонии душ, об искренности любви. Танго главного героя – фатально "последнее". Кроме философского содержания, фильм молодого классика смело можно назвать "киноэнциклопедией" тогдашнего периода: он не только отражает общественное положение 60-х годов, настроения сумятицы и бесцельности жизни, но и содержит большое количество кинематографических отсылок. Фильм был номинирован на такие престижные награды, как "Оскар", "Золотой глобус". Актриса Мария Шнайдер получила специальную премию "Давид ди Донателло", актёр Марлон Брандо - премию Национального общества кинокритиков США, а сам Бертолуччи - приз "Серебряная лента" Итальянского национального синдиката киножурналистов.

3. "Двадцатый век" (1976)

[OBJ Трейлер фильма "Двадцатый век"]

Пятичасовой эпос Бертолуччи, разворачивающий историю дружбы двух мужчин – выходцев из батрачьей и помещичьей семьи – от детства до зрелости, на фоне бурных исторических событий и меняющихся общественных настроений в Италии первой половины XX века – работа масштабная во всех смыслах. Благодаря неожиданно большим доходам от зарубежного проката "Последнего танго", режиссёр смог взяться за эту картину, бюджет которой превысил 6 миллионов долларов. Главных героев сыграли известные актёры - Роберт Де Ниро и Жерар Депардье. Помимо замечательной энциклопедии общественно-политического развития Италии, Бертолуччи в "Двадцатом веке" выступил как философ, рассуждающий о роли человека в этом мире, движимым Историей, Вечностью, Обществом.

4. "Последний император" (1987)

[OBJ Трейлер фильма "Последний император"]

Фильм, сценарий которого написал сам Бертолуччи, несколько лет изучавший историю Китая, открыл новую страницу в его творчестве. Величественная кинолента, снятая с большим размахом, наметила новую для Бертолуччи нишу – кино для широкой публики. И он её уверенно занял: 9 "Оскаров", 4 "Золотых глобуса", премия "Сезар" и другие престижные награды – окончательно возвели имя Бертолуччи в разряд "классиков". Красивая история жизни и смерти последнего китайского императора Пу И: от его беззаботного детства, проведённого в Запретном городе, до великих перемен, принесённых ветрами революции, - не только красочная историко-биографическая лента, но и традиционное рассуждение режиссёра о столкновении личности и Истории.

5. "Маленький Будда" (1993)

[OBJ Трейлер фильма "Маленький Будда"]

Прохладно встреченный критиками фильм, тем не менее, стал культовым для поколения 90-х, так же, как и Киану Ривз в роли реинкарнации Будды. Трогательная и тонкая картина, снятая на фоне красивейших пейзажей Бутана, где до Бертолуччи никто не проводил съёмок, стали отражением увлечения буддизмом самого режиссёра. Фильм получил премию "Серебряная лента" Итальянского национального синдиката киножурналистов за лучшую операторскую работу (Витторио Стораро).

6. "Ускользающая красота" (1996)

[OBJ Трейлер фильма "Ускользающая красота"]

Ещё одно творение Бертолуччи, обойдённое жюри Каннского фестиваля 1996 года, посчитали свидетельством усталости итальянца. Однако замечательная, тонкая, искренняя эстетская драма, снятая с заметной ностальгией по вновь обретённой Родине (режиссёр через 15 лет вернулся в Италию, чтобы снять фильм), с Лив Тайлер в главной роли – не может не быть включена в список культовых. Она сыграла своё значение в культурной жизни 90-х-нулевых, и не один десяток зрителей засматривал этот фильм до дыр, наблюдая за поисками себя юной американкой в пейзажах Тосканы, на Родине покончившей с собой матери-поэтессы, чью загадку дочери нужно разгадать.

7. "Мечтатели" (2003)

[OBJ Трейлер фильма "Мечтатели"]

Молодёжная по духу кинокартина 63-летнего классика – своеобразный реквием по бурным 60-м. Новое поколение талантливых актёров – Эва Грин, Луи Гаррель и Майкл Питт - играет троицу студентов, устраивающих сексуальную революцию в пределах одной парижской квартиры. За окнами - студенческие волнения 1968-го года, в квартире – атмосфера любви: герои любят друг друга и кино, которое смотрят целыми днями. В фильме содержится огромное количество кинематографических отсылок – дань уважения Бертолуччи классикам мирового кинематографа. "Мечтатели", номинированные на различные награды, не получили их, однако нашли преданных поклонников.

amp-next-page separator