Владимир Этуш: «Если я долго не выхожу на сцену, то начинаю себя плохо чувствовать…»

Развлечения
В начале мая у народного артиста СССР, ветерана Великой Отечественной войны Владимира Этуша сразу два, идущие один за другим, праздника: сегодня, 6 мая, у него — день рождения, ему исполняется 92 года, и 9 мая — День Победы. Он часто совмещает эти праздники и отмечает оба — в один день. Несмотря на солидный возраст, он активен, жизнелюбив и с большим удовольствием играет на сцене, продолжая удивлять и радовать зрителей.

— Владимир Абрамович, есть такая крылатая фраза: все мы родом из детства. Какие детские воспоминания сохранились у вас в памяти?

— Я-то считаю, что каждый человек из детства со всеми своими хорошими и, может быть, дурными качествами. Я не говорю про воровство, про какие-то другие серьезные грехи. Но, например, проявления эгоизма или любовь посплетничать у взрослых людей — все равно это характеристики из детства. Например, я вижу взрослого мужчину с пузом, с портфелем, и представляю, каким он был в детстве, — это же очень интересно. И это очень человечная характеристика.

Я не знаю, как это объяснить. Ну, вот есть доклад, а есть речь. Вы понимаете разницу? Так вот, все, что идет от детства, веет теплом, человечностью. Я-то считаю, что человек вообще не должен забывать детство. Потому что все «питание» — человеческое, творческое — идет оттуда. Я рос в атмосфере любви. Воспитывала меня бабушка. Папу моего, увы, то и дело арестовывали. Его отпускали, перед ним извинялись, но потом... опять сажали. В общем, всем известна мрачная история тех дней, но я рос домашним московским мальчиком. И в девятнадцать лет был выброшен на войну.

Война дала людям, прошедшим ее, такой опыт, который нельзя получить по книгам или кинофильмам...

— Так случилось в моей биографии. Другой биографии у меня нет, поэтому мне сравнивать не с чем. Но, думаю, что да.

Что стало для вас наибольшим потрясением на войне?

— Само начало войны. Это было страшно. Я понимал, что меня заберут в первую очередь. Меня направили на четырехмесячные курсы военных переводчиков. Потом я работал военным переводчиком в полку и выше полка никогда не поднимался. Я был помощником начальника штаба полка, потом заместителем, который на наблюдательном пункте руководит боем. Был ранен.

Где вы получили ранение?

— Это случилось в Запорожье, на реке Молочной под Токмаком. Мы смогли вытеснить немцев с очень большой площади и на ровном чистом месте сидели тринадцать дней — ни вперед, ни назад. Каждое утро начиналось с того, что командиру полка звонили генералы и, употребляя все непечатные слова, пытались убедить его в том, что он, во что бы то ни стало, должен сегодня продвинуться вперед. Огонь был страшный, и солдаты уже не могли подняться в атаку. Команда: «В атаку!», а солдаты никуда не шли. А у нас с командиром полка были хорошие отношения, он был старше меня лет на шесть-семь. И я ему сказал: товарищ командир, я пойду вперед. И я поднял роту и прошел с ней метров 200-300 вперед под ураганным огнем. Ну а приписки были и тогда, и можно было сказать, что мы на километр продвинулись. А часа в четыре утра уже в атаку пошел батальон. Место было ровное, и немец все видел как на ладони. Помню, как мы шли, а вокруг только пули разрывные: пэк, пэк, пэк — о траву или еще что-то зацепится и разрывается. Но по сравнению с предыдущей атакой это для меня были детские игрушки, и я не обращал на них внимания. А меня тут как раз ранило.

— Вам не было страшно?

— Тогда уже нет. Страшно было в атаку идти, а потом — какой страх? Боль была страшная. Помню, я потерял сознание, а когда оно вернулось, я обнаружил, что лежу на полу, не понимая, что со мной. Полгода пролежал в госпитале.

Сегодня вы ведущий актер театра имени Вахтангова, художественный руководитель Театрального института имени Щукина, профессор…

– В душе я, прежде всего, актер и играть для меня главное. Если я долго не выхожу на сцену, то начинаю себя плохо чувствовать.

— Многие современные режиссеры жалуются: актеры разболтались, в театр забегают только в дни зарплаты, халтурят в сериалах, снимаются в рекламе…

— Ну, кто послабее, да, а кто посильнее, тот не пойдет на это. Как говорит мой приятель, когда я приглашаю его сходить в баню помыться: если человек чистый — он всегда чистый.

– Может быть, просто сейчас время такое - нетеатральное?

— Не знаю, иногда в самое трудное время рождались интересные спектакли. А бывало, наоборот, — в спокойные, благополучные времена ничего интересного на театре не было.

— И все же популярным актера делает кино. Иногда короткий эпизод, минутное появление на экране приносит исполнителю всенародную известность и многолетнюю любовь зрителей. Ведь именно так и случилось с вами после выхода картины «Кавказская пленница»?

— Конечно, этот фильм занимает особое место в моей жизни. В свое время у нас с Леонидом Гайдаем было много сомнений, каким должен быть мой герой Саахов, какими средствами он должен вызывать смех в зрительном зале. Трудность состояла в том, что в фильме снимались трое прославленных комиков, и я считал себя не вправе смешить зрителя теми же способами, что и они. Поэтому мой герой в любых комических ситуациях неизменно серьезен.

Актер Владимир Этуш на творческом вечере в театре имени Вахтангова. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Товарищ Саахов любил комплименты, а как вы относитесь к лести?

— Откровенную лесть не воспринимаю. Когда меня хвалят по делу и это делает человек, которого я уважаю по профессии, то это, естественно, приятно. Но я стараюсь не потакать лести.

Владимир Абрамович, вы часто снимались в сказках: «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «Приключения Буратино», «Старая, старая сказка». Чем вам импонирует «сказочный» жанр?

— Сказка — это что-то доброе. А мы все нуждаемся в доброте — и взрослые, и дети. Дети в определенном возрасте и до определенной степени бывают жестокими, в психологии даже есть такой термин — детская жестокость. И надо что-то противопоставить этой жестокости. Думаю, что хорошая, добрая сказка — лучшее средство. Сказка — ложь, а в ней намек, добрым молодцам урок. Вот ради этого намека, ради этого урока и стоит играть в сказках.

СПРАВКА « ВМ»

Владимир Абрамович Этуш родился 6 мая 1922 года (в паспорте - 1923) в Москве. Во время Великой Отечественной сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Награжден орденом Красной Звезды, медалями. В 1944 году был тяжело ранен. После демобилизации окончил Театрального училища имени Б.В. Щукина и пришёл работать в Театр имени Евгения Вахтангова. Параллельно с работой в театре снимается в кино, исполнял преимущественно острохарактерные и комедийные роли: от сказочных королей, факиров до Шпака в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Самая любимая зрителями роль - Саахов в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». С 1945 года — преподаватель, с 1976 года профессор, с 1987 года — ректор, в настоящее время – художественный руководитель театрального училища имени Б.В. Щукина.

ФИЛЬМ В ЧЕСТЬ АКТЕРА

Телеканал ТВЦ, вторник, 06.05.2014 в 00:25

Документальный фильм "Владимир Этуш. Меня спасла любовь".

Участники: Владимир Этуш, Елена Горбунова (жена), Людмила Чурсина, Алексей Кравченко, Вениамин Смехов, Елена Санаева, Мария Аронова, Елена Ульяноаа (дочь М. Ульянова), Леонид Куравлёв, Наталья Варлей, Нина Гребешкова (вдова Л. Гайдая).

ПОЗДРАВЛЕНИЯ 

Актер Константин Желдин, знакомый зрителям по ролям Холтоффа в сериале «Семнадцать мгновений весны», бандита Штехеля в сериале «Ликвидация» и главного оценщика Гохрана Пожамчи в первой части сериала «Исаев», через «ВМ» поздравил своего мастера:

- Дорогой Владимир Абрамович, я старался учиться у многих замечательных людей, с которыми меня сводила профессиональная судьба. Но вы уникальный и единственный в своем роде мой педагог, от которого я воспринял важнейший урок о том, что наша профессия суровая и жестокая. Необычайно ценный для меня урок, годящийся для моей инфантильной душонки. Это я воспринял от вас и поэтому вечно испытываю к вам мужскую признательность. (далее)

amp-next-page separator