Лев Додин: «Театр - это вопрос внутреннего мужества, стойкости, вкуса...»

Развлечения
Великому петербургскому театральному режиссеру 14 мая стукнуло 70. Не верится! В этом случае хочется - без малейшего лукавства! - воскликнуть: всего-то 70. Настолько величав и мудр этот Лев!

"Лев Додин. LXX. Поздравляем Льва Додина с юбилеем". Такая запись появилась 14 мая на официальном сайте Санкт-Петербургского МДТ (Академического малого драматического театра - Театра Европы). Скромный черно-белый коллаж улыбающегося Льва Абрамовича Додина, и ничего больше. Достойная скромность, на фоне пышных, отдающих маразмом юбилеев многие "деятелей искусства"!

Накануне юбилея у меня не выходит из головы мысль Льва Абрамовича, так или иначе варьирующаяся в его интервью, публичных выступлениях, просто разговорах по душам: искусство театра призвано не развлекать, а поднимать зрителя до высот духа. При этом развлекательная функция никем не отменяется.

Многие спектакли Мастера невероятно веселы, энергичны, а сам он неизменно излучает юмор, желание пошутить, рассказать анекдот. Помнится, однажды на встрече с журналистами Додин, перечислив грандиозные замыслы своего театра, с улыбкой вздохнул: "Осталось только со всей этой хреновиной взлететь!", вспомнив классический анекдот про председателя колхоза, который решил построить собственный аэроплан и построил что-то невероятное, правда, вряд ли подъемное.

Додин - хозяин, но не бессмысленный диктатор, он держит руку на пульсе времени, прекрасно понимая, на каком свете живет. Помнится, Товстоногов очень жестко пресекал попытки своих великих актеров сниматься много и часто в кино. Додин в свое время напоминал Товстоногова, и лучезарный Игорь Скляр после "На недельку до второго я уеду в Комарово", "натерпевшись" от мастера во многом за свою неслыханную популярность, в итоге расстался с МДТ, хотя актер от Бога.

Но времена меняются. Еще несколько лет назад нельзя было представить, что у стен храма, коим, несомненно, является Дом Додина на улице Рубинштейна, развернется та истерия, которая наблюдалась вечером 3 мая, после спектакля "Варшавская мелодия" по классической советской пьесе Леонида Зорина (художественный руководитель постановки - Лев Додин, премьера состоялась 13 июня 2007 года), где играют птенцы гнезда Додина Уршула Малка (Галя) и Данила Козловский (Виктор).

За отчетную семилетку существования спектакля Уршула и Даня перестали быть супругами, а Даня превратился в суперзвезду. 3 мая, в 29 день его рождения, на улицу Рубиншнейна, съехались поклонницы (а некоторые больше заслуживают звания - "фанатки"!) с разных уголков бывшего СССР. А из Копенгагена, отложив евровидеодела, специально подравить друга примчался великий и могучий Филипп Киркоров.

После спектакля толпа восторженно приветствовала кумира и секс-символа! А Лев Абрамович, прекрасно зная обо всем, что происходит в стенах его храма, не только не "осудил" своего воспитанника, но в конце марта одарил ролью Лопахина в только что выпущенном "Вишневом саде" и, говорят, готовит Даню к Гамлету (хотя сам Данила в разговоре с нашим корреспондентом этот факт пока не подтвердил).

И все-таки, говоря о звездах своего театра, Додин, отдавая дань огромной популярности Козловского и его однокурсницы Лизы Боярской, в первую очередь называет других актеров, приносящих мировую славу МДТ. Подчеркивает, например, что сорокалетний Сергей Курышев, чье имя, прямо скажем, не слишком известно широкому российскому зрителю (он в театре Додина с 1989 года), когда театр выезжает на западные гастроли, собирает восторженную прессу за роли Кириллова - в "Бесах", Войницкого - в "Дяде Ване", Глостера - в "Короле Лире", Виктора Павловича Штрума - в спектакле "Жизь и судьба", Лукашина - в "Братьях и сестрах", Доктора Томаса Стокмана - во "Враге народа", Епихода - в "Вишневом саде" (а всего в текущем репертуаре у Курышева 12 впечатляющих ролей, и ни одной проходной). У Данилы Козловского вдвое меньше, но какие его годы!

А знают ли любители нового российского кино имена Петра Семака, Натальи Акимовой (кстати, жены вышеупомянутого Игоря Скляра), Александра Завьялова, Игоря Иванова? Хотя есть и исключение - Ксения Раппопорт. Ксения Александровна и зрительской популярностью, призами и премиями не обижена, и актриса не просто российского, но планетарного масштаба.

Кстати, в труппе МДТ, если верить официальному сайту (а ему трудно не верить, настолько точен, оперативен этот проект, впрочем, как и все в хозяйстве Додина) 53 актера. Не густо для Академического театра, который многие считают не только лучшим в в России, но и Европе, одним из ведущих в мире.Есть в МДТ еще десять стажеров, новые птенцы Додина, что, пройдет не так много времени, составляют конкуренцию старшим товарищам. Творческую конкуренцию. Только творческую, потому что интриги, скандалы, расследования в храме Додина изначально исключены. Здесь все занимаются серьезным делом, любимой профессией, независимо от того, худрук ты или билетерша. Так уж у Додина заведено. Только так...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Лев Додин, театральный режиссер:

- Нельзя не разрешить что-то сделать актеру, испортить судьбу человека. Иначе он всю жизнь будет думать, что мог пойти по красной каннской дорожке. Бывает, я конфликтую с актерами, но мы живем не в то время, когда можно сказать: «Нельзя». Мы и так времени сопротивляемся из последних сил, но плотиной не станешь, тебя все равно снесет. Потом, конечно, подпирают и экономические вопросы. Нынче за съемку в одной серии могут предложить столько, сколько даже при гранте президента театр не способен предложить за год работы. А критерии уровня жизни все время увеличиваются.

Артистов окружают люди и знакомые, у которых хорошие машины, квартиры и т.п., и соответственно артисту очень сложно. Но есть уникальные артисты такие, как Александр Завьялов. Он от целого ряда очень лестных и денежных предложений отказывался: "Мне это не интересно, здесь мне интересно, а там не интересно. Ведь всех денег не заработаешь». Но это редкий случай, это уже такой психологический склад... Мне кажется, что все-таки меру приличия нам сохранять удается. И потом, к счастью, я почти ничего не вижу по ТВ и в кино.

Эфрос когда-то писал: «Они приходят после записи на радио, и они не слышат, что их связки стали колебаться по-другому». Им этого не объяснить. Потому что, когда они колеблются по-другому, то уже никогда не услышать, как они колебались раньше". Что касается молодых, то иногда конфликты довольно серьезные. Но все равно театр - это вопрос внутреннего мужества, стойкости, вкуса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Режиссер Лев Додин отмечает 70-летний юбилей

amp-next-page separator