«Золотая пальмовая ветвь» 66-го Каннского кинофестиваля. / Фото: РИА «Новости»

Канны-2014: Женский взгляд

Развлечения
Золотая пальмовая ветка Каннского фестиваля, наряду с Оскаром, - одна из главных кинематографических наград года.

К азарту привычной интриги в этот раз году добавляется и чувство национальной гордости: в конкурсе фильм из России «Левиафан» Андрея Звягинцева. Разглядывая фестивальную программу как шахматную доску, старожилы делают ставки. Учитывается все: и количество (или отсутствие) каннских наград у соперников, и дата показа (запоминается последнее).

В каннской партии выбор победителя отчасти программируется организаторами, определяющими как состав фильмов, так и состав жюри. При этом особая роль отводится его председателю, обладающего, согласно регламенту, двумя голосами. В этом году жюри возглавляет австралийка Джейн Кэмпион - единственная женщина-режиссер, удостоенная Золотой пальмовой ветви (за фильм «Пианино»).

Но и жюри Каннского фестиваля женщины за 67 лет возглавляли не слишком часто, и доверяли эту ответственную роль в основном актрисам. Первой из них в 1965 году стала Оливия ди Хэвилэнд, настоящая леди (помните ее Мелани в «Унесенных ветром»?) и обладательница двух Оскаров.

Следующей, кому доверили вписать имя победителя в историю мирового кино, была Софи Лорен. Это было в далеком 1966, а спустя 48 лет, на нынешнем фестивале, итальянская дива даст свой мастер-класс и представит на специальном показе отреставрированную версию фильма «Брак по-итальянски». В 1971 году командой судей руководила Мишель Морган, а в 1973 Ингрид Бергман, под началом которой тогда оказались Сидней Поллак и Роберт Рождественский. Еще через два года жюри возглавила великая Жанна Моро, а в 1979 - писательница Франсуаза Саган.

Прекрасная Катрин Денев в 1994 выступала в качестве вице-президента жюри – тогда они вместе с Клинтом Иствудом наградили «Криминальное чтиво», оставив фильм «Утомленные солнцем» со второй по значению наградой – гран-при. В 1995 вернулась Жанна Моро, а Пальму получил Эмир Кустурица за хулиганский политический эпос «Подполье». В 1997 году, на юбилейном 50-м фестивале Изабель Аджани в качестве председателя жюри приняла, пожалуй, самое неожиданное решение: две Золотые пальмы были вручены «на равных» Шохею Имамуре и Аббасу Киаростами. Вообще предсказуемость решения жюри относительна, но замечено, что мужчины-режиссеры чаще награждают противоположные по стилю фильмы: фантастический барочный Кустурица – сдержанное метафизическое кино «Дитя» братьев Дарденн, утонченный лирик Вонг Карвай – социально-политическую трагедию Кена Лоуча «Ветер, который колышет вереск».

Но женщины, в основном, выбирают то, что им ближе: Лив Ульман в 2001 году объявила победителем психологическую драму «Комната сына» Нанни Моретти, а Изабель Юппер вручила пальмовую ветку Михаэлю Ханеке за «Белую ленту». Показанный на открытии этого года фильм «Принцесса Монако» критики уже успели назвать самым слабым за всю историю фестиваля. Возможно, это так – но тем не менее фильм о легендарной Грейс Келли, актрисе и правительнице, все же буквально «открыл» женскую тему и женское лицо Канн-2014.

Насколько влиятельной окажется женская тема в этом году? Впишется ли Джейн Кэмпион в привычную логику каннской игры? Или может быть, награда достанется одной из участниц конкурса, и в истории мирового кино появится еще одна женщина-режиссер, удостоенная Золотой пальмовой ветви?

Пока же достоверно известно только то, что Джейн Кэмпион запретила членам жюри читать кинопрессу, чтобы никто из журналистов не мог повлиять на их мнение.

amp-next-page separator