Допустит ли «Конституция культуры» пьяную Татьяну Ларину в Большой театр?
Напомним, что решение о выработке «Основ государственной культурной политики» было принято по итогам заседания Совета по культуре и искусству при президенте РФ в октябре прошлого года. После этого была создана рабочая группа из сорока человек, которую возглавил Сергей Иванов. В рамках подготовки проекта были сделаны десятки интервью с деятелями культуры, после чего появился текст, который опубликовали на специальном сайте. Теперь же «Конституцию культуры» (так неофициально называют новый документ – прим. Авт.) обсуждают по всей стране.
В Москве трехчасовое обсуждение прошло в центре Мейерхольда, где свое мнение об основах государственной политики в области культуры высказали режиссеры Марк Захаров, Кирилл Серебрянников и многие другие. 2 июля обсуждение продолжится в Совете Федерации.
- Мы сознательно стремились максимально просто и доступно изложить наши мысли, чтобы обсуждать документ могли не только профессионалы и эксперты, ведь культура касается абсолютно всех, так как она - часть жизни нашего общества, - говорит советник президента по культуре и искусству Владимир Толстой. - Главная задача документа максимально консолидировать общество, а не раскалывать его. В целом нам это удалось, потому что жестоких критических нападок этот текст пока не вызывает, хотя он и нуждается в правках и предложениях по улучшению.
- Я очень часто слышал споры о том или ином спектакле, фильме, которые были созданы за государственные деньги. В основном их, конечно, ругают. Но как появилось предложение сделать такой документ, где бы четко прописывалась государственная политика в области культуры, то это вызвало множество споров, - сказал и.о. ректора Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе.
В документе четко прописано, что культура - это «инструмент передачи новым поколениям свода нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности», в нем также делается упор на то, что «культура – базовая ценность общества». Государственная политика в области культуры будет состоять в «создании и развитии системы воспитания и просвещения граждан на основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма».
На двухчасовом обсуждении Николай Цискаридзе, посетовал на то, что не хотел бы видеть пьяную Татьяну Ларину, танцующую на столе, в постановке Большого театра, и, по его словам, именно для устранения такой «современной культуры» и создается новый документ.
Особое внимание в документе уделено и русскому языку как «ключевому скрепляющему элементу в стране», а также архитектуре, которая, по словам Толстого, «выпала из сознания как явление искусства и была отдана на откуп строительной индустрии». Создатели проекта обеспокоены и проблемами русской литературы, потому что реформы образования сократили долю русского языка и литературы в школьных программах.
Эксперты сошлись во мнении, что «Основы государственной культурной политики» - продуманный и взвешенный документ, в котором затронуты все важные вопросы. Правда, главный вопрос обсуждения «Как все-таки государство будет участвовать в культурных процессах страны?» так и повис в воздухе, хотя Толстой и попытался на него ответить: «Мне видится, что государство должно быть, как хороший родитель, потому что до сих пор культура как падчерица, а это очень грустно, несправедливо и недопустимо».
Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин подчеркнул, что документ имеет большую ценность для деятелей культуры, так как он дает возможность отвечать чиновникам на их вопросы: «А зачем?» - «Для поднятия уровня культуры!»
- Основы государственной культурной политики» многие уже называют «Конституцией культуры», хотя документ не предполагает ни санкций, ни наказаний. «Вообще, он не носит запретительного характера, у него другая цель, - говорит Толстой.
За этим документом, который должен быть готов к 30 сентября, последует стратегия реализации, где будут четко прописаны конкретные шаги в области культуры.