«Хрустальная Турандот» — для разночинцев

Развлечения
2 июля вечером в Театре им. Евг. Вахтангова пройдет 22-я церемония вручения театральной премии «Хрустальная Турандот». Накануне «Вечерка» встретилась с ее основателем — Борисом Беленьким.

Именно Борис Беленький в далеком 1991 году решил, что в не слишком приспособленное для искусства время актерам просто необходима поддержка.

- Борис Петрович, вы стали основателем премии «Хрустальная Турандот». Это от любви к театру?

- Любовь эта у меня извечная. Хотя бы потому, что моя мама родилась 27 марта — в День театра, и моя, как говорят в театре, «крайняя» внучка тоже родилась в этот день… Еще будучи студентом филфака, я активно участвовал в деятельности театра миниатюр, и даже получив позднее диплом режиссера телевидения, я все равно понимал, что настоящее искусство — это театр.

- Почему именно Турандот стала символом премии?

- Когда я был еще то ли школьником, то ли студентом и жил на Украине, то как-то приехал в Москву на зимние каникулы и оказался на Арбате. Чудом мне достался входной билетик на «Принцессу Турандот» — место на самой верхотуре, откуда я не очень хорошо все видел и слышал, но все равно был заворожен Юлией Борисовой. Я смотрел на то, как она играет Турандот, и понимал, что она — хрустальная. Кроме того, Турандот — это в принципе символ театральности. Так повелось еще от Вахтангова.

- Выбирать победителя в этом сезоне было непросто?

- До церемонии могу только сказать, что сезон этот интересен тем, что начала наконец пульсировать новая кровь в московском театре. Ее источник — в Театре Наций, в МТЮЗе: отсюда исходит какая-то очень мощная свежесть.

- На ваш взгляд, премия «Хрустальная Турандот» отражает вкус зрительский или профессиональный?

- Начнем с того, что жюри мы выбираем из тех людей, которые не имеют прямого отношения к профессиональному драматическому театру. В разное время в наше жюри входили Екатерина Максимова, Николай Петров, Анатолий Приставкин, Юрий Черниченко. Все было и остается очень по-честному — вкусу и образованности таких людей можно и должно доверять. Помимо всего прочего, все они абсолютно непредвзятые люди.

Сегодня к нам присоединились Дмитрий Бертман, Валерий Яков, Коля Сванидзе — такая вот на этот раз у нас мужская компания. Так что профессиональных критиков в жюри нет — только в экспертном совете. Я вообще не понимаю, зачем нужен театр, интересный только критикам. Ведь и Станиславский называл свой театр не только Художественным, но и Общедоступным. Нужна золотая середина. Театр ведь существует для разночинцев: для учителей, врачей, инженеров — для тех, кого сейчас обидно называют бюджетниками. Это интеллигенция, которую не истребить ни гаджетами, ни Интернетом, ничем, — под рукой у них всегда останется томик Чехова или Пушкина. Они так живут.

- Как вы поступаете в ситуации, когда несколько лет подряд один и тот же театр или актер оказывается достойным высшей награды?

- Наша задача (очень приятная, надо сказать) сродни задаче звездочетов: смотреть в небо и фиксировать, когда загорается яркая звезда. Если она зажигается много лет подряд, это тоже надо фиксировать. При этом мы ввели традицию, которую подхватили и другие премии, — при необходимости награждать двух исполнителей, если они оба были лучшими в этом сезоне. Или же наоборот — не награждать никого, если не было ни одной яркой работы. И это справедливо, и театральный мир это понимает.

- Раскроете хоть один секрет грядущей церемонии?

- Нет, не могу (улыбается). Но вести ее будут Нона Гришаева в роли Турандот и Григорий Сиятвинда в образе Отелло, генерала мавританской армии.

СПРАВКА

- «Хрустальная Турандот» — первая театральная премия, учрежденная в 1991 году. Вручается по результатам прошедшего сезона по следующим номинациям: «Лучший спектакль», «Лучшая режиссура», «Лучшая сценография», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучший дебют», «Лучший мюзикл». С 2001 года добавилась еще одна, внеконкурсная, номинация — «За вклад в театральное искусство Москвы».

- Борис Беленький — продюсер, режиссер, сценарист, учредитель премии.  

КОММЕНТАРИИ

Алла Демидова, народная артистка РСФСР, обладатель премии 2013 года «За долголетнее и доблестное служение театру»:

- Слава богу, что в номинации «За долголетие и доблестное служение театру» в этом году премия досталась Юрию Любимову. В остальных номинациях я бы отметила в качестве лучшего спектакля «Карамазовых», а за лучшую режиссуру премию я бы дала Константину Богомолову. Актер, достойный премии «Турандот» — Игорь Миркурбанов, который занят в «Карамазовых», — сейчас он по приглашению Марка Захарова репетирует с Богомоловым в «Ленкоме» «Бориса Годунова», играет Отрепьева. Таких актеров, как он или Вырыпаев, мало — умных и нервных. Бывают нервные, эмоциональные, но не умные актеры; бывают наоборот — умные, но холодные и прагматичные.

И на этом фоне в лице Миркурбанова появилась такая хорошая краска. Дай ему бог развиваться! Если говорить про номинацию «Лучшая женская роль», то мне очень нравится Ксения Раппопорт, которая работает у Льва Додина. Если она не получала эту премию, то хорошо бы наконец получить. У меня одна статуэтка «Турандот»; наши театральные премии вообще мало что значат. Если человек получает «Оскара», то это означает, что он моментально начинает много сниматься и получает большие гонорары. У нас же премия — так, на один день искорка мелькнула... Она даже не щекочет тщеславие, потому что ты сам лучше других все про себя знаешь. Это касается не только «Турандот», но и любых премий, даже «Золотой маски». Наверное, их приятно получать в молодости. Но когда ты прошел через многое, то уже знаешь о профессии все, как мудрая черепаха Тортилла.

Борис Поюровский, театральный критик:

- Премию за лучшую мужскую роль я дал бы Василию Бочкареву из Малого театра, за «Мнимого больного» и «Село Степанчиково». Лучшая женская роль второго плана — Татьяна Орлова, Театр Маяковского, спектакль «Бердичев». То, что она сделала в этом спектакле — на уровне того, что могла сделать Раневская. Лучший художник — Сергей Бархин из этого же театра, спектакль «Кант». Номинация «Лучшему пришельцу за вклад в московское театральное искусство» — Анжелика Холина, литовский режиссер-хореограф, Театр Вахтангова. А если бы была номинация «Лучшему новому театру», я дал бы ее студии «Белый шар» в помещении Малой сцены Театра на Таганке. Они поставили «Сашку» и «Пир хищников» — это необыкновенно.

Мария Брусникина, помощник художественного руководителя МХТ им. Чехова:

- Честно говоря, у меня нет никаких соображений насчет этой премии. Любая премия — это всегда дело вкуса, и «лучший актер», «лучшая актриса» — категории, для меня отсутствующие. Это невозможно определить, так как непонятно, кого с кем сравнивать. Театров и постановок это тоже касается; никогда ни одна премия не являлась для меня мерилом вкуса — ни «Хрустальная Турандот», ни «Золотая маска».

ИТОГИ ВРУЧЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ «ХРУСТАЛЬНАЯ ТУРАНДОТ»

amp-next-page separator