«Тайный огонь» классики

Развлечения
Во вторник, 24 марта, в Московской государственной консерватории Российский национальный оркестр исполнит симфонии венского композитора Йозефа Гайдна.

Музыку прославленного австрийского композитора, предтечи Моцарта, будет исполнена Российским национальным оркестром. Прозвучат две симфонии - одни из последних работ композитора, а под конец звезды отечественной и зарубежной вокально-академической сцены откроют для слушателя Нельсон-Мессу, одно из самых знаменитых произведений мастера.

О своих трактовках австрийских шедевров корреспонденту «Вечерки» рассказал Федерико Мария Сарделли, один из ведущих итальянских дирижеров современности.

- Расскажите про вашу манеру исполнения произведений Гайдна?

- Существует множество способов исполнения классической музыки. Есть традиционные — когда произведение исполняется в строго регламентированной академической манере. Я же пытаюсь рассмотреть эти произведения через призму их историчности. Работа с современными музыкантами для меня — это попытка устремить их к тому пониманию музыки и музыкальной интерпретации, которое было во времена великих композиторов, писавших эти произведения. И я очень надеюсь на то, что это стремление будет услышано завтрашней публикой. Я долго работал над оттенками звучания этих трех произведений, и я думаю, что через тот контраст динамики моих движений моя цель будет достигнута.

- Когда я читал вашу биографию, я узнал, что вы написали несколько книг. Может ли российский читатель с ними познакомиться?

- К сожалению, пока нет существует перевода моих книг на русский. Они есть на итальянском и на английском. На самом деле мой творческий интерес распространяется на разные направления искусства. Я дирижер, но также я сочиняю музыку, я рисую и даже писал когда-то статьи и создавал карикатуры для сатирического издания.

Федерико Мария Сарделли, итальянский дирижер / Фото: Википедия

- А есть ли у вас произведения художественной литературы?

- Моя последняя книга — исторический роман о манускриптах сочинений Вивальди. Сюжет этого романа развивается уже после смерти композитора и посвящен реальной истории его сочинений. История эта подобна триллеру, поскольку манускрипты исчезают, а сам Вивальди становится на долгое время забытым. И только в 20 годах 20 века эти манускрипты случайно находятся.

До этой книги моя область интересов была посвящена только научному исследованию музыки.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Джоан Ланн, сопрано, Великобритания:

- Для меня исполнение точно не является механической работой. Я христианка, и каждый концерт для меня это разговор с Богом, каждый концерт для меня это оратория. Именно через это я подхожу к наслаждению отдельными мгновениями музыкального произведения. Я стараюсь разделить эти мгновения с каждым своим слушателем, и я думаю, именно поэтому пение выходит за рамки мирской жизни.

Если говорить о мессах, то в голову, конечно, сразу приходят мессы Баха с их слаженной структурой космических первоначал, где каждый инструмент оркестра вплетает свой цвет в создание нового мира. Я стараюсь уловить все эти цвета, чтобы петь внутри них. Однако музыка Гайдна более противоречивая. Она открывает совершенно новые горизонты в мирах, созданных Бахом.

Мария Горцевская, меццо-сопрано, Россия:

- К сожалению, музыка Йозефа Гайдна, исполняется не так часто, как бы этого хотелось. Это первый раз, когда я исполняю партию в Нельсон-мессе. Ранее мне посчастливилось петь Stabat Mater; у него совершенно потрясающий Stabat Mater, который очень редко исполняется, и не только в России, но и вообще. И из всех Stabat Mater гайдновский является моим самым любимым. Мне удалось исполнить его в Санкт Петербурге, и очень надеюсь, что в будущем мы сможем слышать его чаще.

 

amp-next-page separator