Особенности национальной оперы. Поднебесная любит простоту
- Николай, каковы вкусы китайской публики?
- Зрители там любят, когда на сцене нет излишеств — они уважают минимализм. А наша «Кармен» как раз выдержана в таком стиле. Из декораций на сцене можно увидеть только мост и разложенные в некоторых местах камни.
- В Китае любят оперу и искусство в целом?
- Очень. Тяньцзинь, где мы пели, — промышленный город. Несмотря на то, что он третий по величине в Китайской республике, там нет больших денег — это «город работяг». Билет на оперу стоит 250 юаней — 2,5 тысячи рублей на наши деньги. И это последние ряды. А за место в первом ряду — около 12 тысяч. Но люди не экономят на культуре и охотно посещают театры, особенно молодежь. Кстати, в Китае дамы не ходят на оперу в вечерних нарядах.
- Говорят, что у китайцев есть особые секреты исполнения вокальной музыки. Так ли это?
- Связки у нас у всех устроены одинаково. В опере все зависит от вокальной школы. У китайцев действительно очень высокая голосовая позиция, «повздернутая» — принято петь высоко. Но парадокс: при такой любви к высоким тонким звукам в Китае обожают драматические, «большие», голоса. Меня даже пригласили дать мастер-класс в местной консерватории.
- Привезли домой гостинцы?
- Гастроли в Китае — всегда праздник. В прошлом году я пел партию Пьера в опере «Война и мир» в Пекине. Тогда было много времени, а в этот раз выдался всего один свободный день. Его я посвятил покупке подарков. Я ехал в Китай с багажом весом в 18 килограммов, а в Москву вернулся с 65 килограммами из которых 20 — фрукты: манго, личи, папайя и другая экзотика, которой в России не так много.