Премия Фазиля Искандера заставит вспомнить Чика
Вручаться она будет по трем номинациям: проза, поэзия и киносценарий по мотивам произведений Фазиля Абдуловича. Председателем ее стал писатель Евгений Попов.
Станет ли это событие заметным на фоне огромного числа других отечественных литнаград? Да и нужна ли вообще такая узкопрофильная премия?
— Чем больше премий, тем лучше для литературы и литераторов, — говорит «ВМ» Евгений Попов. — Вы наверняка знаете, сколько сейчас платят в толстых журналах даже известным писателям. Прожить на эти деньги невозможно.
Ну а любая премия — это приятная неожиданность. Что же до узкопрофильности... Это премия не узкоспециализированная, как не был узкоспециализированным Фазиль Искандер. Как не является узкоспециализированным любой хороший писатель — Виктор Астафьев, Василий Аксенов, Василий Белов. Юрий Трифонов, Василий Шукшин и многие другие наши авторы. Поиск претендентов на премию, как уверяет Попов, будет вестись по «гамбургскому счету».
— Мы станем искать высококачественные произведения писателей разных поколений. Уверяю вас, что хорошая литература в России и сейчас есть! Будем думать и о том, какие традиции негласно завещал всем нам Фазиль, который не терпел злобы, высокомерия, хамства и пошлости, любил шутку, с пониманием относился к человеческим слабостям. Лауреаты «по блату», как говорят на испанском языке, — но пасаран! Заслуги — ни при чем. Главное — качество. И, извините за выражение, гуманизм. Потому что просто хорошо сделанных текстов, от которых хочется повеситься, мы за последние годы достаточно начитались.
Все подробности — количество победителей и призовой фонд — будут известны лишь к октябрю.
— Надеюсь, наша премия будет настоящей, а не бутафорской, — делится Евгений Анатольевич. — А еще верю, что она сподвигнет многих отечественных сценаристов обратить внимание на творчество Искандера. Он все же очень мало экранизирован. А его тексты — про Чика, Сандро из Чегема, Софичку и многих других — просто кладезь интересных сюжетов. А мы, те, кто хорошо знал Фазиля Абдуловича, конечно же, будем размышлять о том, как бы он сам отнесся к тому или иному тексту...