Художественный фильм «Матильда» режиссера Алексея Учителя: в роли юной Матильды — Михалина Ольшански, в роли цесаревича Николая Александровича — Ларс Айдингер / Кадр из фильма «Матильда»

Пируэт Учителя

Развлечения
Фильм «Матильда» Алексея Учителя, страсти вокруг которого разгорелись еще до окончания съемок, вышел на экраны. Обозреватель «ВМ» посмотрела картину.

Последние полгода создатели картины буквально «плыли в кислоте» всевозможных оскорблений, угроз, наездов. Гневные, но мирные манифестации против ленты переходили в немирное забрасывание камнями офиса режиссера Алексея Учителя в Петербурге и таран грузовиком кинотеатра в Екатеринбурге...

Наконец появилась возможность поразмышлять о художественных достоинствах фильма. Скажу сразу: я очень хорошо отношусь к Алексею Учителю. Он — крепкий режиссер, профессионал. Поэтому и спрос с него в этой неоднозначной ситуации — по гамбургскому счету, подразумевающему защиту «подлинной системы ценностей, свободной от сиюминутных обстоятельств».

Просмотр фильма оставил лично у меня грустное ощущение: Алексей Ефимович, на мой взгляд, мог быть более придирчивым к сценарию. «Матильда» удивила прежде всего нагромождением сценарных нелепостей, тянущих за собой невнятность многих персонажных линий (сценарист Александр Терехов). Огрехи тут настолько очевидны, что в зале многократно вспыхивал смех, причем в самых неподходящих местах.

Режиссер как-то заметил, что игровой фильм имеет право на вымысел. Безусловно, тем более что о раннем периоде жизни российской балерины польского происхождения Матильде Кшесинской, будущей приме-балерине Мариинского театра, мы знаем не так уж много. В картине ей всего лишь 18, она только учится крутить 32 фуэте и... интриговать. И почему бы, скажите, режиссеру не снять фильм о ее романтических отношениях с представителями царской фамилии? Но явные сценарные проколы убивают поэтический флер истории. Ну, например, на первых же минутах картины, в изумительно красивой сцене коронации Николая II (оператор Юрий Клименко), в соборе, где царская семья, духовенство, гости застыли в немом ожидании, с хоров вдруг раздается истошный крик вбежавшей Матильды: «Ники!» Будущий царь прямо перед алтарем валится в обморок, российская корона катится под ноги гостей. А у зрителей падает доверие к последующим сценам. Этот эпизод повторяется в фильме дважды, кольцуя историю, в которой происходят разные события — и выдуманные, и реальные, но не менее творчески переосмысленные.

Тут и отдающая чрезмерным пафосом сцена публичного покаяния государя после давки на Ходынском поле.

Поднявшись на вершину вышки, он лихо запаливает фейерверки, а потом опускается на колени на всеобщее обозрение. Правда, народ этого эффектного стояния не видит: караван, увозя на телегах трупы погибших в давке, бредет восвояси в темени ночи.

Невнятной сюжетной линией в картине стало и появление некого Воронцова (Данила Козловский), фанатичного поклонника Матильды, у которого с цесаревичем — личные счеты.

Воронцова отлавливают и подвергают пытке ради получения информации о гипотетическом заговоре против императора. Причем сразу предупреждают, что, если это не заговор, а ревность, его отпустят.

Но фанатик молчит как рыба... Воронцов подвергается «эксперименту погружения в транс», ради чего его то топят в аквариуме, то вытаскивают на поверхность, а он, захлебываясь, грезит танцующей чаровницей Матильдой. Для зрителей так и остается загадкой, зачем появляется этот герой и куда потом исчезает.

Не меньший вопрос вызывает и подбор актеров.

Безусловной режиссерской удачей является выбор Михалины Ольшански (юной Кшесинской) и Ингеборги Дапкунайте (властной императрицы Марии Федоровны). Хороша и талантливая Луиза Вольфрам, иронично изображающая ревнивую принцессу Гессен-Дармштадтскую. Но, увы, она так же далека от известного нам образа императрицы Александры Федоровны, которая была добра и любила все сущее (о чем свидетельствуют ее дневники), как далека простоватая комедия Чаплина от философского кинематографа Тарковского.

Да и 40-летний Ларс Айдингер никак не тянет на 22-летнего Николая: смотреть на бесконечные внутренние метания визуально зрелой личности, перемежающиеся пылкими юношескими пробежками по анфиладам дворца за убегающей Кшесинской, даже как-то неловко.

Но самой неубедительной сценой выглядит странный пируэт, когда будущий царь ни с того ни с сего меняет вектор своих сердечных предпочтений. Он игнорирует чудом воскресшую из пожара Кшесинскую и возводит на любовный пьедестал будущую супругу, которой до этого вообще не интересовался. У зрителей возникает правомерный вопрос: с чего бы это вдруг? Положа руку на сердце, скажу, что все перечисленное большого значения не имеет. Значение имеет другое.

Почему героем фильма стал именно Николай II? Ведь подобную картину о добрачном романе можно было снять практически о любом историческом персонаже.

Но Николай II — фигура эксклюзивная для нас — прежде всего тем, что октябрьский переворот случился при нем. И зрителя гораздо больше интересует, мог ли император вырулить из той ситуации? Могла ли революция в России не произойти? Были ли у него данные для анализа ситуации или они попадали к нему в искаженном виде? Или он, мягкий по натуре, не смог справиться с ситуацией? Вот что действительно интересно.

После просмотра картины вспомнились слова священника Русской православной церкви Иоанна Кронштадтского: «Православному человеку все можно, но не все душеполезно». Это высказывание, думаю, можно отнести и к отечественным режиссерам.

 

СПРАВКА  

«Матильда» — историческая мелодрама об отношениях балерины Матильды Кшесинской и цесаревича Николая. С ноября 2016-го вокруг фильма идет ожесточенная полемика, попытки запрета, поджоги кинотеатров в некоторых городах. Главным противником фильма стала депутат Госдумы Наталья Поклонская.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator