Спектакль «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной / Фото: Пресс-служба театра на Малой Бронной

Ни горя, ни ума, ни любви – неудачный эксперимент в театре на Малой Бронной

Развлечения
В Театре на Малой Бронной премьера – «Горе от ума» в постановке Павла Сафонова.

Театр давно и успешно сотрудничает с этим талантливым режиссером – выпускником «Щуки». Его «Тартюф» в течение много лет собирает полные залы, и, разумеется, приносит радость зрителям. Но первые показы современной версии комедии Грибоедова «Горе от ума» говорят о большом риске, на который решился театр. Зрители уходят во время спектакля, категорически не принимая эту версию. Даже блестящая игра Михаила Горевого (Фамусов) не спасает положение.

В этой постановке Фамусов – главный герой. Чацкий появляется редко, робко, судорожно, и к Александру Андреевичу, которого создал Грибоедов из черт блестящего офицера, философа, красавца Петра Чаадаева и из своей горькой истории любви, имеет опосредованное отношение. В программе спектакля Павел Сафонов признается в своей симпатии к Чацкому: «Для меня он – человек, который смог среди всего этого остаться верен не только любви, но и уникальности своего «Я».

Фото: Пресс-служба театра на Малой Бронной

Только вот уникальности Чацкого, которая по задумке автора, заключается в нежелании прятать свой ум, торговать совестью и приспосабливаться к миру лгунов, - нет. В спектакле он – самый скучный, противный, и, что самое ужасное, неискренний человек. Актер Дмитрий Сердюк наделил своего честного, чистого, открытого героя чертами Верховенского из спектакля «Бесы», которого он хорошо играл на сцене Малой Бронной. В его Чацком – бесовская истерия, анархия и бездушие Петра Верховенского. Возможно, режиссер, перенеся действие комедии в наши дни, решил, что Чацкий из дерзкого, прямого, умного, любящего человека превратился в пародию дьявола. Он все время возникает неожиданно, как черт из табакерки, и как бы подслушивает… Почти весь спектакль Чацкий подслушивает, и подсматривает,  и ходит, как призрак, по сцене – в модном костюме с опущенными подтяжками, и нервно выкрикивает текст, как выкрикивал свои приговоры-задания Верховенский. Да и не герой он. Герой должен действовать. А Чацкий словно видение – из сна Софьи, по которой «сумасшедший дом плачет».

Фото: Пресс-служба театра на Малой Бронной

Павел Сафонов поставил «Горе от ума» по лекалу Римаса Туминаса в театре «Современник». Скорее всего, он сделал это преднамеренно, с учетом нового времени. Об этом говорит и замысел спектакля – отодвинуть Чацкого на задний план, и музыка того же, что и в спектакле Туминаса, композитора Фаустаса Латенаса, а также приглашение на роль Софьи – актрисы театра Вахтангова Полины Чернышовой. Павел Сафонов собрал команду актеров из разных театров, школ, и гибрид на этот раз был неудачным. Софья ни обликом, ни характером, ни умом не похожа на своего отца. Нельзя даже подумать, что между Полиной Чернышовой и Михаилом Горевым есть родство – люди из разного теста.

Фото: Пресс-служба театра на Малой Бронной

Точнее, не люди. Горевой все-таки играет живого человека – Фамусова, а Софья – куклу, да, еще и сломанную. Представить, что кто-то ее может полюбить, да еще убиваться по ней - нереально. Эта неотесанность Софьи бросается в глаза при виртуозной игре Михаила Горевого. Он играет, выражаясь словами своего героя, «с чувством, с толком, с расстановкой». Фамусов – узнаваемый. Как и служанка Лиза (Екатерина Дубакина). Скалозуб тоже получился не ходульный. Есть такие вояки среди современных военных. Но участники любовного треугольника Чацкий – Софья – Молчалин – мертвые фигуры.

Вопрос: Зачем этот горе-эксперимент?

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator