1939 год. Кадр из оборонного фильма «Эскадрилья № 5», снятого режиссером Абрамом Роомом

Эскадрилья № 5. Агитационный фильм, ставший позором хорошего режиссера

Развлечения
7 июня исполняется 79 лет с момента выхода на экраны фильма Абрама Роома «Эскадрилья № 5», снятого в 1939 году по сценарию Иосифа Прута.

Фильм был показан до войны, а потом лег на полку и после окончания Великой Отечественной популярностью не пользовался. Даже несмотря на то, что Абрам Роом считается одним из столпов отечественного кинематографа и его картины, такие как «Третья Мещанская» или «Гранатовый браслет», по праву стали классикой и идут с успехом до сих пор. О причинах печальной судьбы «Эскадрильи № 5» обозревателю «ВМ» рассказал историк кино и киновед Николай Изволов.

— Действие фильма происходит в условиях предполагаемой войны, — говорит он. — Сбитые летчики нашей эскадрильи, попав на территорию врага, проникают на его подземную базу, выдавая себя за офицеров немецкого штаба, и через вражескую радиостанцию сообщают бомбардировщикам ее координаты. Позже захватывают с помощью немца-антифашиста самолет и благополучно возвращаются на свой аэродром.

Вот краткое содержание этого, одного из «позорных» фильмов, которые снял за свою яркую творческую жизнь Абрам Роом. Дело в том, что в то время, когда фильм снимался, существовала тенденция «готовиться к войне». Ее предчувствие носилось в воздухе. И возникла целая цепь так называемых «оборонных» фильмов. Помимо картины Роома еще были сняты в этом же ряду «Если завтра война», «Борьба за Киев» и так далее. Их снимали разные режиссеры на разных студиях.

Но даже люди того времени их не ценили. Потому что, как правило, в этих картинах шла речь о том, что мы будем малой кровью побеждать врага быстро и на его территории. Но все понимали, что это не так, так как многие прошли Гражданскую войну, и что смотрят очередную агитационную поделку. Они сами по себе были картонные, бутафорские и ходульные. Никто в них толком не верил — ни авторы, ни зрители, ни критики. И остались они в истории нашего кино полузабытой страницей.

Это при том, что Абрам Роом был одним из лучших режиссеров нашего кино, у него были бесспорные удачи, которые живут до сих пор — «Бухта смерти», «Нашествие», «Привидение, которое не возвращается», «Цветы запоздалые». Он прожил огромную творческую жизнь, но эта картина относится скорее к неудачам. И лента легла на полку, потому что фильм во время войны показать зрителю не могли, а уж после Великой Отечественной — тем более.

amp-next-page separator